Эталонный образец бельканто, опера Винченцо Беллини «Норма» вошла в историю как самое совершенное его творение. Мировая премьера сочинения прошла в 1831 году в миланском театре Ла Скала. В Большом Каменном театре, предке Мариинского, сочинение было впервые исполнено в 1843 году. А в стенах Мариинского театра, которые сегодня известны как историческая сцена, «Норму» представили в 1861-м — спустя всего год после открытия нового здания. Весь ХХ век «Норма» в Мариинском не шла. И лишь в новом тысячелетии начался ее путь в новейшей истории театра — готовящуюся премьеру предварил ряд концертных исполнений.

„Норма“ — шедевр 1831 года, который завораживает слушателя своей музыкальностью, но представляет большую загадку для постановки, — признается режиссер Сергей Новиков. — Начавшаяся в конце XVIII века борьба за „оперную правду на сцене“ чувствуется в либретто, но сама партитура в стиле bel canto содержит множество типично барочных фрагментов. Обосновать музыкальное развитие действием и рассказать историю из жизни друидов, которые, кажется, бесконечно далеки от современных зрителей — вот те задачи, которые нужно решить.
Сценический облик спектакля создает художник Сергей Новиков. В предыдущем сезоне творческий тандем тезок представил петербуржцам эффектную постановку «Ариадны на Наксосе» Рихарда Штрауса. Художник отмечает, что работа над сценографией к «Норме», одной из величайших опер в истории, — это вызов для постановщиков.
Для меня „Норма“ — это, прежде всего, удивительной красоты гимн женщине, ее жертвенности, самоотречению. Это трагическая история мира, принесенного на алтарь чувства, это история отречения от веры, от идеалов, от нормы ради любви. Все пространство спектакля в каком-то смысле — это часть образа главной героини. Ее тонкая чувственность, ее настоящая человеческая трагедия противопоставлена холодному, аскетичному, каменному миру друидов. Над ее головой чугунной плитой висит обрядовый круг, становясь не то терновым венцом, не то короной или нимбом. Все в этом суровом, угрожающем пространстве враждебно хрупкой влюбленной женщине, и в то же время оно еще больше усиливает поэтический образ, созданный великим итальянским композитором, — говорит художник Сергей Новиков.
Обрядовый круг, о котором рассказывает художник, поистине впечатляет масштабом: его диаметр составляет пятнадцать метров, а масса — порядка двух тонн. Мир друидов сценически воплощен в фактурах камня и дерева. Грандиозный театральный станок, на котором будут расположены жесткие декорации, поражает габаритами: длиной и шириной по шестнадцать метров, он весит одиннадцать тонн. Монументальный замысел постановщиков воплощают художественные цеха театра, а перенести его на сцену позволяют уникальные технические характеристики Мариинского-2.

Мариинский театр — один из немногих театров в мире, способный осуществить постановку такого масштаба. Многотонные декорации, создающие мифологический мир, сотни костюмов, лучшие в мире голоса! Хочется верить, что хоть отчасти такой свою „Норму“ и видел гений бельканто, — подводит итог художник Сергей Новиков.

По материалам пресс службы Мариинского театра. Фото Михаила Вильчука