«Царь сказки» – это о Николае Андреевиче, нашем Римском-Корсакове

«Царь сказки» – это о Николае Андреевиче, нашем Римском-Корсакове Культ.Новости

автор: Сергей Синичкин

Российский национальный музей музыки был основан в 1912 году, сейчас он по праву считается одним из старейших и крупнейших музыкальных музеев мира. В его коллекции около одного миллиона музейных предметов: бесценные нотные рукописи, документы, связанные с жизнью и творчеством российских и зарубежных композиторов, есть интереснейший фонд изобразительного искусства. Но центральное место в собрании музея занимает, конечно, коллекция музыкальных инструментов, в которой начитывается 286 предметов, созданных с XVI по XX век, тридцать из которых признаны лучшими образцами мирового музыкального наследия.

У Музея музыки есть прекрасная традиция: каждый раз в преддверии нового года открывать яркие выставки с особым праздничным настроением, содержание которых будет интересно и детям, и взрослым. В этом году такой выставкой станет «Царь сказки», подготовленная к 180-летию со дня рождения Николая Андреевича Римского-Корсакова. Ведь «музыка Римского-Корсакова способна помочь поверить любому человеку в чудеса», заметил генеральный директор Российского национального музея музыки, заслуженный деятель искусств РФ Михаил Брызгалов.

«Царь сказки» – это о Николае Андреевиче, нашем Римском-Корсакове

Николай Андреевич Римский-Корсаков родился в морской семье, известной своими традициями службы на флоте, с отличием окончил Морской кадетский корпус, участвовал в экспедиции к Северной Америке. Однако морская карьера у него не сложилась, он решил полностью посвятить себя музыке. За свою жизнь Римский-Корсаков создал 15 опер (больше половины из которых написаны на сказочные сюжеты), различные симфонические произведения и 79 романсов. Кроме того, он заканчивал партитуры опер умерших друзей-композиторов: «Каменный гость» А.С. Даргомыжского, «Хованщина» М.П. Мусоргского и «Князь Игорь» А.П. Бородина.

Когда-то он на правах младшего члена вошел в творческое содружество «Могучая кучка», а со временем уже сам возглавил группу композиторов и исполнителей «Беляевский кружок». К его ученикам можно отнести около 200 (!) композиторов, среди них Александр Глазунов, Сергей Прокофьев, Отторино Респиги, Александр Танеев и множество других. Все они без исключения отзывались о Николае Андреевиче как о педагоге совершенно замечательном, мудром и внимательном до чрезвычайности. Его педагогической деятельностью восхищался и завидовал Петр Ильич Чайковский. А Игорь Стравинский с гордостью говорил: «В моем музыкальном образовании есть одно огромное преимущество – я занимался с Римским-Корсаковым!»

Выставка «Царь сказки» рассказывает о пяти наиболее известных операх, написанных Римским-Корсаковым на сказочные сюжеты:

  1. «Снегурочка» (1881). В сказку А.Н. Островского композитор просто влюбился, и ни одна работа не давалась ему с такой легкостью и быстротой, как «Снегурочка». Эта опера имела особое значение в его творческой биографии: «кончая “Снегурочку”, я почувствовал себя созревшим музыкантом и оперным композитором, ставшим окончательно на ноги. <…>. Позже я вынес убеждение, что “Снегурочка” – это мое лучшее произведение».
  2. «Садко» (1896). Воплощать в музыке легенду о герое новгородских былин Римский-Корсаков начал еще в возрасте 23 лет, когда написал симфоническую поэму, темы из которой впоследствии вошли в оперу. Это сочинение очень долго и мучительно шло к успеху, например, из репертуара императорских театров его вычеркнул лично Николай II со словами: «Найдете что-нибудь повеселее». И все-таки заслуженный успех пришел, постановки в разное время оформляли К. Коровин, И. Билибин. Сергей Дягилев готовил спектакль с Николаем Рерихом, но у них до премьеры дело, к сожалению, не дошло.
  3. «Сказка о царе Салтане» (1900). Эту оперу, наполненную светом и легким юмором, композитор особенно любил. Иногда, когда Николай Андреевич вспоминал время работы над «Сказкой…», у него начинался “прилив гордости, самодовольства и восхищения собственным творчеством”. Он самоиронизировал: «Думаешь, какой же я был тогда умный, поэтичный и красивый, разумеется, в смысле музыки».
  4. «Кащей бессмертный» (1902). Премьера этой оперы в Петербурге прошла в обстановке, связанной с событиями 1905 года и стала для студентов своеобразным выражением революционных настроений, превратившись в стихийную демонстрацию. Полиция прервала показ сказочной оперы, опустив железный занавес.
  5. «Золотой петушок» (1907). Сочинение этой оперы происходило в стремительном темпе. Цензура потребовала множество изменений в либретто («Не позволю про царя такие песни петь!»). Композитор согласился, но хотел, чтобы на спектакле продавались книжечки с полным текстом либретто, без купюр. Однако при жизни композитора постановку осуществить не удалось.
«Царь сказки» – это о Николае Андреевиче, нашем Римском-Корсакове

На выставке можно увидеть живописные работы известных театральных художников конца XIX – начала XX века: Михаила Врубеля, Константина Коровина, Ивана Билибина, Александра Бенуа, Федора Федоровского, авторские рукописи Римского-Корсакова, редкие печатные нотные издания, фотографии исполнителей. Особо следует отметить включенные в экспозицию уникальнейшие предметы: керамику Михаила Врубеля, эскизы декораций Константина Коровина и Федора Федоровского, автографы Римского-Корсакова (в том числе распределение ролей в опере «Садко»), сценические костюмы Федора Шаляпина. Впервые демонстрируются редкие программы постановок опер Римского-Корсакова оперной антрепризой «Русская опера в Париже» 1930-х годов, украшенные вклейками – иллюстрациями Ивана Билибина и Виктора Васнецова. Выставку сопровождают аудиозаписи из фондов Российского национального музея музыки и программы популярного цикла «Экспомузыка», который несколько лет ведет на радио «Орфей» генеральный директор Российского национального музея музыки Михаил Аркадьевич Брызгалов.

«Царь сказки» – это о Николае Андреевиче, нашем Римском-Корсакове

Экспозиция получилась логичная, динамичная и плотная, но ничем не перегруженная. Судьба выдающегося русского композитора органично вплетена в контекст времени небывалого подъема художественной культуры и не самого простого периода русской истории. И главная цель выставки успешно достигнута, она получилась семейной и новогодней, сказочной и волшебной. «Царь сказки» ждет вас в Музее музыки до 23 марта.


Поделиться в соц.сетях
Гость
СultVitamin
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.