Филармонический камерный оркестр откроет III фестиваль авторской песни «Станция Сибирь»

Филармонический камерный оркестр откроет III фестиваль авторской песни «Станция Сибирь» Культ.Андеграунд

17 июня в Новосибирске начнется большое событие для любителей бардовской культуры – открывается масштабный фестиваль «Станция Сибирь». Концерт  под названием «Пролог» пройдет в Государственном концертном зале имени А. М. Каца. На сцену выйдут Вадим Егоров, Ольга Кузнецова, Юрий Лорес, Сергей Матвеенко, Вадим и Валерий Мищуки, Леонид Сергеев, Ольга Чикина и другие авторы-барды. Большой фантазией на темы бардовских песен «Если друг оказался вдруг…», написанной санкт-петербургским композитором Светланой Нестеровой специально для фестиваля, концерт откроет Филармонический камерный оркестр с дирижером Алимом Шахмаметьевым. На следующий день произведение исполнят уже на открытом воздухе. Накануне концерта-открытия мы поговорили с маэстро об этом сочинении и об искусстве бардовской песни.

Филармонический камерный оркестр откроет III фестиваль авторской песни «Станция Сибирь»
Алим Шахмаметьев

Алим Шахмаметьев, художественный руководитель и главный дирижер Филармонического камерного оркестра:

По инициативе губернатора Новосибирской области Андрея Травникова у нас когда-то возникла идея создать фестиваль авторской бардовской песни «Станция Сибирь». Первый фестивальпрошел в 2019 году, также в июне, и уже тогда наш Филармонический камерный оркестр открывал его оркестровым сочинением. В прошлый раз это сочинение было заказано Сергею Ивановичу Кравцову, недавно от нас ушедшему. Он написал для нас пьесу, которая стала неким академическим символом того фестиваля. Достаточно вспомнить то, как во время ее премьеры на сцене Государственного концертного зала имени Каца нам пришлось повторить ее

дважды, на бис. Это уже говорит о том, что ожидания общественности совершенно точно оправдались.

Было очень почетно играть  на первом фестивале. Я увидел много гостей – старых бардов, которые, хоть я и музыкант академический, известны даже мне. Это были отцы-основатели жанра из Москвы, например, Городницкий из Петербурга. Тогда получилась очень интересная драматургическая связь между нами: музыкантами следующего, относительно молодого поколения – музыкантами академическими и филармоническими – и теми, кто еще в советские годы олицетворял дух свободы, некое диссидентское направление в музыкальном искусстве. И вот мы встретились на одной сцене, и эта встреча, можно сказать, имела историческое значение. Именно тогда я понял, что это начинание – создание традиции проведения бардовского фестиваля – однозначно полезно, нужно, важно.

Меня часто спрашивают, актуально ли обращение к этому жанру сегодня. Я отвечаю, что несомненно оно актуально. Я считаю, что бардовская песня – это, прежде всего, конечно, поэзия. Она может быть ритмизованной, может быть мелодизированной. Но мы не можем назвать бардовскую песню песней в чистом виде. Все-таки это мелодизированные стихи, мелодизированная поэзия. Поэтому многие годы, десятилетия, качество вокала не то что не являлось доминирующим моментом в жанре, но и вовсе не принималось во внимание. Как правило, тематика текстов этих песен связана либо с какими-то романтическими переживаниями, либо со злободневной сатирой, бытовым юмором.

Интересно, что в годы основания жанра, а это 60-е годы, не было массового информационного пространства, барды взращивали себя автономно, самостоятельно. Не было фестивалей, не было течения, направления как такового. Это были квартирники, закрытые мероприятия, магнитофонные записи, по большей части запрещенные. И тем не менее, какова энергетика их творчества, какова сила их авторской мысли! Что в третьем десятке 21 века мы обращаемся к этому материалу и находим в нем какие-то новые для себя идеи.

Филармонический камерный оркестр откроет III фестиваль авторской песни «Станция Сибирь»
Филармонический камерный оркестр на открытии первого фестиваля «Станция Сибирь»

Так и Светлана Нестерова, одна из ведущих композиторов нашей страны, обратилась в своем творчестве к этой тематике. Светлане поступил заказ на это сочинение ( «Если друг оказался вдруг…», фантазия для струнного оркестра на темы бардовских песен – прим. ред.). Акцент сделан на песне Высоцого «Высота». Именно мотивом этой песни начинается и заканчивается произведение, здесь же будет знаменитая «Под музыку Вивальди», без нее ни одна композиция, посвященная бардовскому искусству, не обходится. Здесь будет и «Ты мое дыхание» Ады Якушевой, и «После бала» Николая Шипилова. Безусловно, мотивы всем известных композиций в произведении звучат – и без труда будут идентифицированы и узнаны слушателями. Но это не попурри, мы не нуждались в обработке или перепевке. Нам нужна была некая авторская фантазия исключительно для струнного состава, без дополнительных инструментов, которая отражала бы рефлексию современного композитора на темы известных всем бардовских произведений. Светлане Нестеровой удалось создать эту рефлексию. Мы исполним это произведение дважды: на открытии в зале имени Каца и на следующий день на поляне у моря Обского, под открытым небом.

Я горжусь тем, что мы играем такой репертуар! Считаю, что просто необходимо создавать такие «коллаборации». Ведь не всегда при помощи классической музыки можно сразу найти подход к сердцу слушателя. Мы обязаны показывать ему такие варианты, при которых академическая музыка становится доступной благодаря уже знакомым каждому произведениям. Это вовсе не означает, что можно полностью переходить на кроссоверы. Нельзя злоупотреблять подобным творчеством самим ровно также, как и нельзя «перекармливать» им публику.


Поделиться в соц.сетях
Ксения Чернова
СultVitamin
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.