Одержимая танцем

Одержимая танцем Культ.Личности
О родоначальнице Новосибирской школы балета - Алисе Васильевне Никифоровой.

Мы сидели в квартире Нины Ивановны Фуралевой. На тот момент она была самой близкой Алисе Васильевне Никифоровой человеком в городе. За окнами в темноте громадой возвышалось монументальное здание Новосибирского театра оперы и балета. В то время оно не подсвечивалось, и это лишний раз подчеркивало скудность бюджета города, области и страны в целом.

Повод был волнительный, так как Алиса Васильевна Никифорова прилетела из Германии в Новосибирск на свой юбилей и чтобы увидеться со своими ученицами.

Это была первая основательная встреча с педагогом-легендой, воспитавшей чуть ли не всех звезд Новосибирского балета: от народных артисток Любови Гершуновой и Татьяны Кладничкиной, заслуженных артисток России Людмилы Кондрашовой и Веры Тимошевой, до лауреатов Всероссийского конкурса, звезды балета Украины — Анны Дорош.

Но дело даже не в этих именах, хотя они наша гордость. Алиса Васильевна стала создателем Новосибирского балета, представляла великую школу Агриппины Яковлевны Вагановой (которая в свою очередь работала с самим Марисом Петипа), несла уникальные знания и традиции русского классического балета и культурного наследия страны.

 Моя супруга — Лариса Савина — была ученицей Никифоровой. Ранее мы встречались, но на бегу, не получалось поговорить.

В 1989 году профессор Берлинской балетной школы — Мартин Путке, увидев видео-записи уроков Алисы Васильевны с учениками 1-го и 2-го класса Новосибирского хореографического училища, пригласил ее в Берлин. Она работала там с 1990 по 1998 год, а после решила остаться. На момент отъезда в Германию Алисе Васильевне был 71 год!

Итак, немного истории.

Одержимая танцем
Ангелина — сверху справа, с родителями и сестрой Тамарой

Ангелина (именно так ее назвали при рождении)  Васильевна Никифорова родилась 10 декабря 1919 года в городе Ленинграде в семье бухгалтера и домашней хозяйки, что в те времена не было редкостью. В 1927 году семья, а была еще старшая сестра Тамара, переезжает в г. Псков.

Тяга к балету у юной Ангелины проявилась рано. Поэтому уже в 12 лет она поступила в хореографический класс Псковской музыкальной школы. А в 15 лет, продолжая обучение в средней общеобразовательной школе, Ангелина зачисляется в труппу областного педагогического театра (позднее ТЮЗ) артисткой балета.

Возможности Пскова в искусстве хореографии тогда, да и сейчас, весьма скромны. Едва дождавшись окончания общеобразовательной школы, она уезжает в Ленинград, где поступает в хореографическую школу при Малом оперном театре.

Но в 1938 году школу закрывают, и она устраивается артисткой балета в областной оперный театр.

В 1940 году ее приглашают в престижный в то время Ленинградский театр эстрады и миниатюр. Здесь Ангелина, с детства не любящая свое имя, берет себе сценический псевдоним — Алиса Чигинская.

Одержимая танцем
Аркадий Райкин

 В то время в театре блистает Аркадий Райкин. В ноябре 1939 года он стал Лауреатом 1-го Всесоюзного конкурса артистов эстрады, выступив с танцевально-мимическими музыкальными номерами «Чаплин» и «Мишка».

Одержимая танцем

Райкин с симпатией относился к молодой яркой танцовщице и высоко ее ценил. И все бы сложилось хорошо в сценической карьере Алисы (она оставила себе это имя), ведь Аркадий Исакович уже 1942 году стал художественным руководителем театра, если бы не война.

В середине июня 1941 года она едет в отпуск в Псков к родителям. Отдохнуть не получилось, 22 июня, Псков оказался на передовой военного наступления фашистов.

Молодая артистка балета пешком выходила из города, пока не сумела подсесть на поезд. Но и здесь все оказалось скверно. Налетела фашистская авиация, и поезд был разбомблен. Алиса получила ранение осколком бомбы и целых пять лет не могла заниматься балетом!

На этом ее хореографическая карьера могла завершиться, но не с ее характером, Железным Характером!!!

 В далеком от балета Киргизском городе Токмаке, куда ее эвакуировали на все годы войны, она начинает работу с детской самодеятельностью. Почувствовав призвание к педагогике, Алиса Васильевна в 1945 году возвращается в Ленинград и поступает на отделение педагогов хореографии в Ленинградскую консерваторию имени Римского-Корсакова.

И вот тут ей бесконечно повезло! Она попала на обучение к профессору Агриппине Яковлевне Вагановой.

Алиса Васильевна училась со свойственной ей огромной энергией, желанием и полным слиянием с педагогом. Так редко бывает. Но именно таким образом появляются люди, одержимые своей специальностью, готовые посвящать этому делу всё своё время, свободное от сна и еды.

Одержимая танцем

Вот, что написал руководитель отделения танцев в консерватории Н.П. Ивановский в характеристике на Никифорову:

«…окончила Консерваторию не только с отличными оценками, но и с настоящими полноценными знаниями по методике классического, народного и исторического танца.

…прекрасно овладела методикой и стилем своего профессора А.Я Вагановой.

…в течение последнего учебного года, будучи студенткой выпускного курса, имела в Ленинградском Хореографическом Училище самостоятельный класс.

…имеет очень хорошие практические и методические знания, а главное, настоящий хороший художественный вкус и балетмейстерские данные…может быть полезной характерной танцовщицей в театре оперы и балета.»

Одержимая танцем
Алиса Васильевна Никифорова

Еще одна весьма существенная деталь. В 1943 году Алиса Васильевна неожиданно выходит замуж. При этом брак не регистрируется, что по тем временам явление, прямо скажем, редкое. В 1944 рождается ее сын Александр, с отцом которого к этому времени Алиса Васильевна уже рассталась. Кто он был — тайна покрытая мраком. Но даже его сын, Александр, не проговорился об этом своей дочери — Ольге, внучке Алисы Васильевны, хотя и встречался с ним. А уже говорить об этом с Алисой Васильевной не имело смысла! Поэтому, вопреки общему мнению, фамилия и отчество сына Алисы Васильевны — Орленев Александр Александрович — полностью вымышленные.

Одержимая танцем
Алиса Васильевна с сыном Александром

Таким образом все успехи, которые я процитировал из характеристики, делались молодой матерью, которой помогала ее мать — Агриппина Степановна, выписанная из Пскова.

При этом Алисе Васильевне надо было содержать семью, и она подрабатывала: преподавала в Ремесленном училище, занималась с самодеятельными коллективами артели «Ленпромодежда», а также с детьми, посещающими самодеятельность в ДК хлебопекарной промышленности…

Словом, было ой, как нелегко.

И вот с такой характеристикой и с таким дипломом она, понимая, что жить на съемных квартирах в Ленинграде дорого и сложно, уезжает сначала в Ташкент, где работает в Ташкентском хореографическом училище и в театре им. Навои, а затем в г. Киев, где до 1955 года трудится в хореографическом училище.

Одержимая танцем

А в это время в очень далеком Новосибирске свое первое десятилетие отмечает Новосибирский театр оперы и балета. «Театр Победы», как его называли, находится на особом положении. Лучшие и перспективные кадры со всей страны направляются сюда.  И вот, в 1955 году Алиса Васильевна, прослывшая к тому времени одним из перспективнейших педагогов-хореографов в стране, приезжает в г. Новосибирск и устраивается в балетную труппу педагогом-репетитором.

Театр в стадии становления. Оперный репертуар главенствует над балетным. Своей школы нет. Все, как говорится, привозное.

Есть подлинная забота правительства и областного руководства над становлением театра и не только по принуждению (попробуй отказать «Театру Победы»), но и из желания сделать один из лучших театров страны.

Алиса Васильевна с головой окунается в работу. Но в 1956 году неожиданно в Ленинграде умирает её мама. Возникает серьезная проблема с сыном. На выручку приходит старшая сестра Тамара.

К сожалению, у нее не было своих детей, и всю нерастраченную материнскую нежность она направила на маленького Сашеньку. С тех пор она фактически взяла постоянную заботу о племяннике под свою опеку в те периоды, когда Алиса Васильевна уезжает в длительные командировки, которых было великое множество.

Одержимая танцем
Мао с труппой Новосибирского театра и балета на гастролях в Китае

Театр готовился к большим двухмесячным гастролям в Китай, которые триумфально прошли в 1957. Резонанс от гастролей был таким, что даже сам великий Мао посетил спектакль балетной труппы и сфотографировался с коллективом. Для тех, кто не знает, в Китае в то время Мао был немного больше, чем Будда и Иисус вместе взятые.

Сотрудники труппы имели огромную нагрузку, но если артисты работали в привычном распорядке, то педагоги, помимо своей основной работы, были заняты проведением мастер-классов для педагогов и артистов Китайских театров, которых свезли в Пекин со всей страны.

Особо пришлось потрудиться Алисе Васильевне. Такой успех имел и большой политический подтекст. Китай был одним из крупных игроков на мировой политической сцене. И, к счастью, вопрос, который уже несколько лет изучался в инстанциях, а именно, открытие в Новосибирске хореографического училища, принял весьма зримые очертания. В декабре 1957 года училище открывается на базе интерната по улице Романова 33. И открывает его практически три педагога, одним из которых была Алиса Васильевна Никифорова.

Не беда, что еще год училище соседствовало с интернатом. Не беда, что пришлось приспосабливать под балетные залы имеющиеся кабинеты и спальные помещения.

Одержимая танцем
Алиса Никифорова в немецком балетном классе.

Не беда, что дети спали в больших комнатах — и старшие, и младшие. Это было первое в Сибири хореографическое училище! Настоящее!!!

И девочки, которые поступили в него, гордились тем, что они будущие балерины. Они и ходить старались походкой особой — с вывернутыми ногами. Впрочем, Алиса Васильевна, не одобряла показную «балетность» и строго за это наказывала.

Ей же, как и другим педагогам, пришлось пересмотреть огромное число детей, чтобы определить их предрасположенность к танцу. При этом нередко наиболее подходящими оказывались дети из неполных, проблемных, необеспеченных семей. Их родители даже не понимали, куда поступают их чада — то ли петь, то ли танцевать… Порой, решающим аргументом для родителей было то, что мальчик или девочка уйдет с улицы, сможет быть накормленным и получит интеллигентную специальность.

Об этом мне рассказывали народные артисты Балабанов и Бердышев:

— Меня, пацана из Первомайки, — смеялся Анатолий Васильевич, — привезли поступать на балеруна. Я спросил: «Это что, петь?» Мне говорят: «Танцевать.» Так и попал. Все пацаны на улице смеялись.

— Мне, футболисту, мальчишки на поле специально по ногам били не то от зависти, не то от презрения, — вторил Александр Балабанов.

О Алисе Васильевне как педагоге пошли восторженные отзывы. Ее заметили в министерстве культуры и, к неудовольствию руководства училища, с которым у Алисы Васильевны сложились прекрасные отношения, в 1960 году откомандировывали на три года в высшую Каирскую балетную школу для обучения египтян классическому танцу. Ничего не поделаешь, опять большая политика и ее целесообразность!

Одержимая танцем
А. Никифорова

По возвращению в Новосибирск, Алиса Васильевна принимает должность художественного руководителя училища. К сожалению, всего на полтора года.

Реальности министерских инструкций столкнулись с ее подходами к подготовке хорошо выученных артистов балета. Дело в том, что повсеместно была практика передачи воспитанников по мере взросления от одного педагога к другому. И из-за недостатка квалифицированных преподавателей, следующему нередко приходилось переучивать, подправлять учеников, на что тратилось много времени.

Алиса Васильевна считала необходимым готовить ученика от начала и до выпуска из училища. Нормы же, предъявляемые к художественному руководителю, значительно сокращали время для собственной педагогической работы. В дневниках, которые она вела, в это время есть кричащая запись об этой ситуации. Словом, ради своих деток, она оставляет должность художественного руководителя и сосредотачивается целиком на преподавании.

Надо напомнить, что это было очень творческое время в жизни нашего театра Оперы и балета. В Новосибирск приезжали на работу самые прогрессивные в то время деятели балета: Петр Гусев, Юрий Григорович, Никита Долгушин. Ставил свои первые спектакли Виноградов, Касаткина с Василевым. Словом, жизнь кипела.

Вскоре, окончили училище и пополнили балетную труппу нашего театра и новосибирцы:  Балабанов Александр, Бубнов Валерий, Жеребчиков Николай, Крендель Людмила, Пузь Татьяна, Смирнова Вера,Черепенько Галина, Бердышев Анатолий, Диденко Иван, Колтыгина Галина, Колесник Станислав, Кондрашова Людмила, Рябов Владимир, Соковикова Наталья, Степанец Елена, Гершунова Любовь, Похабов Владимир, Тамашевский Анатолий, Попилина Людмила, Чужайкина Людмила, Блейхрот Константин, Бубенова Надежда, Крупко Сергей, Бадер Ольга, Балашов Илья, Горбацевич Александр, Вакарина Ирина, Кладничкина Татьяна, Тимашова Вера, Шахватова Лариса, Беспалов Андрей, Трубецкая Светлана и многие другие.

Позже многие сами стали педагогами. Десятки учеников Алисы Васильевны работают по всему миру, передавая методику обучения балетом, которую заложила в них Алиса Васильевна.

Наверное, будет не лишним подробно остановиться на результатах Всероссийских конкурсах им. Вагановой в 1987, 1988 и 1990 года, когда ее ученицы блистательно выступили, упрочив славу педагога. Напомним две фамилии — Яна Казанцева (первая премия) и Анна Дорош (вторая премия). И Яна, и Анна блистают на сценах своих театров до сегодняшнего дня!

Галина Юдаева работала художественным руководителем училища, а Владимир Похабов и Сергей Крупко являлись первыми художественными руководителями балетной труппы театра, ведь до того труппу возглавляли главные балетмейстеры, что имело свои плюсы и

минусы.

Училище получило первую очередь своего здания, в новом веке оно лишь расширилось. Но мы с вами должны, обязаны помнить тех, кто все это создал, поставив на крыло.

Алиса Васильевна была человеком, одержимым танцем, обучением танцу. Только такие люди добиваются результатов в спорте и балете. Балет не любит ленивых, расслабленных. Человек, попавший в этот жернов в раннем детстве, бывает и остается в нем до своего последнего часа.

Одержимая танцем
Художественный руководитель Хореографического училища В. Владимиров, Алиса Никифорова, Пётр Гусев — легенда русского балета.

Я не зря сравнил его со спортом. Те же запредельные физические нагрузки, ежедневные, из года в год. Я видел балерин, у которых судороги рвали мышцу после вариации, а они плача и улыбаясь вновь выходили на сцену, на коду; видел балерин, которых с пугающим грохотом роняли партнеры с верхних поддержек!

Балет не любит слабых. Как и спорт. Не зря в аптечке любой труппы находятся препараты позволяющие заморозить место ушиба.

В фильме «Легенда 17»  показан Анатолий Тарасов. Многие сказали мне, что он деспот.

Я возразил. Его сильно приукрасили. Мне хватило двух открытых тренировок на «Золотой шайбе» в Новосибирске, чтобы понять — он не деспот. Он одержим хоккеем и хочет видеть рядом своих сторонников.

Любила ли Алиса Васильевна своих учениц? Безусловно, и каждая оставалась её ученицей навсегда.

Одержимая танцем

А иначе, как можно объяснить тот факт, что когда у моей супруги выявили врожденный порок сердца и положили на экстренную операцию в клинику Мешалкина, Алиса Васильевна, бросив все, приехала в клинику. Пять часов, пока Мешалкин делал операцию, она поддерживала мою тещу, Раису Антоновну.

Она, зная учеников, давала стопроцентные рекомендации им на дальнейшую театральную жизнь. Так, Ларисе Савиной она посоветовала заниматься преподаванием, и у нее сегодня это прекрасно получается. Уверен, что десятки ее учеников приведут не менее яркие примеры из ее жизни в Новосибирске. При этом она была очень строгим наставником. Когда она видела «пустую» работу, например, бездумную демонстрацию шага, то становилась нетерпимой: «Вы не работаете!» И на возражение: «Нет, я работаю!» Она приводила один и тот же пример: «На стройке тоже работают, нося кирпичи с одного угла площадки на другой. Думать головой! Вот основная задача артистки балета, не ногами! Головой!»

Одержимая танцем
Татьяна Кладничкина и Александр Горбацевич

С людьми одержимыми очень тяжело жить близким.

Они принадлежат только работе. Коллегам, в первую очередь, разделяющим твои взгляды. Для них она душа компании. Для них готовятся большие праздничные столы, забивается холодильник. Но, если твои близкие не «дотягивают» до твоего уровня, ты их любишь, но уделяешь им мало внимания. Они не в твоей жизненной колее. Все по той же причине, одержимость работой!

Помните, как пел Александр Дольский:

Меньше всего любви достается

Нашим самым любимым людям.

 Любила ли она своего сына?

Она его обожала.

 Когда театр улетал на гастроли в Китай, Саша попросился проводить маму в аэропорт Толмачево, где труппу ждал Ту-104, специально подготовленный для поездки. Сашенька мечтал полетать на самолете. В порту он буквально вцепился в директора театра Зельманова Семена Владимировича: «Можно мне полететь с вами!» И Семен Владимирович разрешил. Вот радости было для Саши. Высадив артистов и администрацию, самолет улетел назад в Новосибирск, увозя Сашу с собой.

А Алиса Васильевна писала в дневнике:

«Как то он мой маленький мальчик, как то он без меня?»

 Наверное, она мечтала, что Саша станет большим артистом или педагогом в балете. Но не сложилось. Очень слабое зрение не позволяло разглядеть даже дирижёрскую палочку, а не то, что танцевать.

Более удачно  сложилась театральная судьба  у внучки —  Оленьки. Она поступила в училище, прилетела в Новосибирск из Ленинграда и попала в руки бабушки, которая, не щадя ее связок, тянула, готовя её к поступлению.

Но и Ольга, и Алиса Васильевна понимали, что физические возможности не позволят ей занять то место в балетной иерархии, которое бы устроило бабушку. Закончив училище, она улетает в Ленинград и работает в музыкальном театре вместе с мужем, музыкантом.

Была ли она счастлива в личной жизни?

Трудный вопрос.

Мне попал в руки документ, нежности такой силы, что не оставляет сомнений, что в ее жизни был мужчина. Они были далеки друг от друга, но он регулярно к ней прилетал.

Тогда из квартиры все исчезали, предварительно помогая Алисе Васильевне убраться, накрыть стол.

Я не могу о нем написать более подробно, считаю бестактным вторгаться в эту тончайшую сферу.

По жизни Алиса Васильевна, была человеком очень не практичным.

Работая в Германии, она, прилетая в Петербург, привозила внучке и правнукам гору шоколадок, батончиков. Ей в голову не могло прийти, что в это время в стране были проблемы не только с зарплатами деятелям культуры, но и с обычными продуктами питания.

Часто она доверяла не очень порядочным людям, которые находились с ней только для того, чтобы погреться в лучах её славы.

Ей очень повезло, что в сложные для страны годы она попала в отлаженную систему организации жизни пожилых людей в Германии.

Было все, как она любила: строго по графику и все на своих местах!

Убежден, что это продлило ее творческий возраст. Особенно в 2000-х, когда у нее закончился контракт со школой, и она осталась жить в Германии. Она не забросила работу. Оборудовав у себя в квартире балетный класс, она, к ужасу соседей, проводила частные уроки. Не обходилось без вызовов полиции. Но она как-то решала и этот вопрос.

Ей были назначены два опекуна, один из которых был преподавателем в школе.

Лишь одно ее тяготило. Ей не давались иностранные языки. По жизни!

Можете себе представить, не выучив немецкий даже на бытовом уровне, она умудрялась доносить как-то информацию до своих подопечных. Как ей это удавалось, вопрос, на который невозможно ответить. Только сама Алиса Васильевна, как человек активно социальный, любящий общение, сильно страдала от незнания языков и от зависимости от тех, кто помогал ей в качестве переводчика.

Под конец жизненного пути Никифорову и ее самых близких родственников ждало последнее жизненное испытание.

В Германии у нее короткое время занималась девочка, мама которой, немка, жила на две страны. Она буквально не отходила от Алисы Васильевны. Приезжала к ней в Петербург, куда она прилетала на лето, крутилась у нее в Германии. Именно она возместила Алисе Васильевне дефицит общения, но и она явилась тем злом, которое на финише жизни создало множество проблем. Незадолго до смерти эта женщина буквально внушила мысль 94-х летней Алисе Васильевне, что ей необходимо привлечь к ухаживанию за собой сторонних лиц, отписав им часть квартиры. Так и произошло. Вскоре внучке Ольге, которая все это время ухаживала за бабушкой, было отказано в посещении. Отказал этот самый опекун, который набрался наглости предложить расстаться с теперь уже отписанной ему долей квартиры Алисы Васильевны только в обмен на дорогой автомобиль, который ему должны купить.

Одержимая танцем

Спустя 10 дней, Ольга 10 декабря, купив букет цветов и торт, отправилась поздравить бабушку с днем рождения. Она готова была прорываться с боем через этого мошенника и даже его мать. При этом немецкая подруга как-то сразу исчезла, предварительно пожаловавшись Ольге на то, что там что-то не то происходит!

Квартира была заперта, и никто не открыл дверь. Вышедший сосед сообщил ошеломленной Ольге, что ее бабушка Никифорова Алиса Васильевна, два дня назад умерла.

Едва дождавшись утра, Ольга с мужем были в морге. Они забрали тело бабушки и похоронили ее  рядом с ее мамой и сестрой.

Одержимая танцем

Постскриптум.

Алиса Васильевна Никифорова, создав школу балета, отдала Новосибирску 35 самых плодотворных лет своей жизни. Сколько у нас в истории города личностей такого масштаба, как Алиса Васильевна? Ведь мы гордились нашим балетом из поколения в поколение.

Но до сих пор ни на доме по адресу улица Орджоникидзе 27, где Алиса Васильевна проживала, ни на здании Хореографического училища нет даже мемориальной доски, а также ее коллегам по созданию училища, например, педагогу мужского танца Иванову и первому директору училища Шумиловой!

Все балетные педагоги понимают, что практически невозможно на бумаге описать методику обучения классическому танцу. Зная это, Алиса Васильевна одна из первых купила кинокамеру и снимала свои уроки на 8 мл. пленку. Очень важно иметь методику из рук человека, обучавшегося непосредственно у основателя направления, в нашем случае — у Вагановой.

Так вот, коробки с этими лентами муж внучки Ольги перевел на видеокассеты. А позже….Весь этот огромный архив исчез! Нам он не нужен? Он не нужен училищу? Он не нужен театру?

 Внучка Ольга предполагает, где этот архив. Но ее возможностей явно недостаточно для его возвращения. Убежден, что для решения этого вопроса необходимо подключится министерству культуры, хореографическому училищу, театру Оперы и балета.

Пока мы не будем достойно чтить память людей такого масштаба, как Алиса Васильевна, перспективные исполнители будут от нас уезжать!

Хотите знать о новых публикациях на сайте?

Предлагаем оформить подписку! Обещаем никогда не спамить. Взгляните на нашу политику конфиденциальности.


Поделиться в соц.сетях
Александр Савин
СultVitamin
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.