По традиции событие проходило в стенах Новосибирской специальной музыкальной школы.
Авторами идеи возникновения конкурса для юных музыкантов, выбравших обучение на духовых и ударных инструментах оркестровых групп, стали в своё время народный артист СССР Арнольд Кац и заслуженный деятель искусств России Александр Марченко, долгое время возглавлявший НСМШ.
Сейчас главной музыкальной школой за Уралом руководит Станислав Янковский, который, к слову, является кларнетистом. Станислав Владимирович вспоминает, что в самом первом конкурсе, который состоялся в 1999 году, участвовал и он:
— В те годы музыкальное профессиональное сообщество испытывало большой дефицит исполнителей на духовых инструментах. Нужно было найти форму поддержки для молодых ребят, которые хотели бы себя проявить в игре на этих музыкальных инструментах. Конкурс, организованный с нуля маэстро Арнольдом Михайловичем Кацем и Александром Тихоновичем Марченко, рождался на моих глазах и был призван решить эту задачу. Изначально он был объявлен межрегиональным конкурсом-фестивалем. И я тоже принимал в нём участие, будучи ещё студентом Новосибирской консерватории. Резонанс от первого конкурса был таким, что следующее, второе музыкальное состязание, стало всероссийским, а позже – приобрело статус международного. Это выражалось как в географии участников, желающих посоревноваться в музыкальном исполнительстве, так и членов жюри, проявивших большой интерес к событию, — рассказал Станислав Янковский.
За 24-летнюю историю конкурса сложно найти музыкальный коллектив, в котором бы не играл лауреат «Сибирских музыкальных ассамблей»: оркестр Большого театра, Российский молодёжный национальный оркестр, оркестры Московской филармонии, Мариинского театра, Санкт-Петербургской филармонии. Симфонические оркестры Рязани, Нижнего-Новгорода, Екатеринбурга, Тюмени, Омска, Томска, Кемерово, Иркутска, Челябинска, многих других российских городов имеют в составе музыкантов, прошедших «ассамблеи». Победители конкурса разных лет сделали успешную творческую карьеру в странах Европы, являются художественными руководителями коллективов во Франции и Голландии. Сегодня победители конкурса «Сибирские музыкальные ассамблеи» являются солистами филармонического оркестра Осло (Норвегия), Швейцарского симфонического оркестра «Тонхалле» и симфонического оркестра Лейпцигского радио.
Все творческие коллективы города Новосибирска могут похвастаться высоким исполнительским уровнем солистов духовиков, которые также являются лауреатами этого конкурса.
В нынешнем году музыкальное состязание проходило у трёх возрастных групп в два этапа: отборочный тур и финал, в котором участие приняли более 100 молодых исполнителей в номинациях флейта, гобой, кларнет, фагот, саксофон, труба, валторна, тромбон, ударные инструменты. Жюри было представлено выдающимися исполнителями и педагогами из Новосибирска, Москвы, Санкт-Петербурга, Казахстана и Белоруссии.
Председателем жюри выступил заслуженный артист России, солист Заслуженного Коллектива России Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской государственной филармонии им. Д.Д. Шостаковича», доцент кафедры медных духовых инструментов Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова Игорь Карзов.
Сопредседатель жюри – солист оркестра Государственного академического Мариинского театра, доцент кафедры деревянных духовых инструментов Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова – Денис Лупачев.
Также в составе судейской коллегии были:
— артист Государственного симфонического оркестра «Новая Россия», приглашенный солист оркестра Государственного академического Мариинского театра, преподаватель кафедры истории и теории исполнительского искусства, доцент кафедры струнных, духовых и ударных инструментов на факультете исторического и современного исполнительского искусства Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского – Леонид Гурьев;
— солист Российского национального оркестра и оркестра musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса – Сергей Елецкий;
— концертмейстер группы «фаготы» Государственного театра оперы и балета «Астана-опера», старший преподаватель факультета оркестрового исполнительства кафедры духовых и ударных инструментов Казахского национального университета искусств – Асет Нельдыбаев;
— концертмейстер группы тромбонов Государственного академического симфонического оркестра России имени Е. Ф. Светланова, основатель и художественный руководитель хора тромбонов, доцент кафедры медных духовых и ударных инструментов Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, преподаватель Академического музыкального училища при московской консерватории – Аркадий Старков;
— артист оркестра Государственного театра оперы и балета «Астана-опера», преподаватель кафедры духовых и ударных инструментов Казахского Национального Университета Искусств – Максат Сулейменов;
— преподаватель кафедры оркестровых духовых и ударных инструментов филиала Центральной музыкальной школы –Академии исполнительских искусств «Сибирский» – Сергей Тумаркин;
— заслуженный артист России, артист Академического симфонического оркестра, солист и концертмейстер группы саксофонов Джаз-оркестра «Биг-бэнд», Концертного духового оркестра Новосибирской государственной филармонии, преподаватель предметно-цикловой комиссии «Музыкальное искусство эстрады» Новосибирского музыкального колледжа им. А.Ф. Мурова, преподаватель отделения оркестровых духовых и ударных инструментов Новосибирской специальной музыкальной школы – Андрей Турыгин;
— первая флейта, артистка оркестра Новосибирского государственного академического театра оперы и балета, заведующая отделением духовых и ударных инструментов Новосибирской специальной музыкальной школы – Татьяна Янковская.
В последний день конкурса, когда прослушивания уже завершились, состоялись мастер-классы от членов жюри, на которых молодые музыканты получили профессиональные рекомендации, поддержку и вдохновение для дальнейшей работы.
По словам Станислава Янковского, конкурс-фестиваль «Сибирские музыкальные ассамблеи» за годы существования закрепил свой бренд, в котором заложено честное судейство на основе разработанной системы присвоения баллов участникам членами жюри.
— Нам важно, чтобы ребята, которые принимали участие в конкурсе, получили действительно объективную оценку за своё мастерство. Когда наш победитель выходит на какую-либо сцену России или мира, то, что он лауреат «Сибирских музыкальных ассамблей», должно звучать как знак качества этого музыканта. Этот статус мы намерены поддерживать и в дальнейшем. Зрители и сами музыканты должны знать, что лауреаты нашего конкурса – это настоящие профессионалы, — подытожил директор НСМШ.
Приятным заключением музыкального события стал концерт с участием студенческого оркестра имени Соллертинского Новосибирской государственной консерватории под руководством Игоря Шаталова совместно с группой духовых академического симфонического оркестра Новосибирской государственной филармонии.
Фото — Новосибирская специальная музыкальная школа