Идея синтеза двух искусств в едином пространстве Собора родилась шесть лет назад и принадлежит его художественному руководителю Вере Таривердиевой. Впервые совместный проект Кафедрального собора и Государственной Третьяковской галереи был реализован в 2018 году. Открывал первую выставку “Московский дворик” известного живописца 19-го — начала 20 века Василия Поленова. За ним последовали: “У открытого окна. Портрет дочерей Федора Ивановича Шаляпина” Константина Коровина, “Импровизация 7” Василия Кандинского, “Портрет сестер княжон Анны Гаврииловны и Варвары Гаврииловны Гагариных” Владимира Боровиковского. Героями выставки всегда становились полотна величайших русских художников, которые могли покинуть знаменитый музей только в исключительных случаях. Их присутствие на сцене сопровождали специальные музыкальные программы, так или иначе связанные с конкретным произведением художника.

В нынешнем году Кафедральный собор принял “Портрет Модеста Петровича Мусоргского” (1881, холст, масло), написанный знаменитым русским художником-реалистом Ильей Репиным за несколько дней до трагического ухода композитора.
Портрет был создан прямо в палате Николаевского военного госпиталя и приобретен Павлом Третьяковым заочно, после смерти Модеста Петровича. Уже много лет он украшает зал постоянной экспозиции Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке, а на сцене Кафедрального собора шедевр появился впервые.
— Нам непросто далось решение отправить на Выставку именно этот портрет, — рассказывает главный хранитель Государственной Третьяковской галереи Татьяна Городкова. — Это, безусловно, шедевр в творчестве Ильи Ефимовича Репина. И единственный прижизненный портрет Мусоргского. Здесь сошлись два гения. Гениальный, великий художник написал великого, гениального музыканта. Все мы знаем необыкновенную историю создания произведения. Репин работал в больнице, осознавая, что времени у него нет. Сам композитор, я думаю, тоже понимал, что стоит на пороге вечности. Ситуация для портрета непривычная: человек не в парадном виде, изображен в халате, на фоне больничной стены, у него растрепаны волосы. Складывается ощущение, что его не заботит, как он выглядит. Это вообще уже про другое. Если смотреть на портрет и одновременно слушать музыку Мусоргского, художественное и эмоциональное впечатления сольются воедино.
На открытии выставки прозвучали произведения композитора — «Картинки с выставки» и «Ночь на Лысой горе» в исполнении главным органистом и хранителем органа Московского концертного зала «Зарядье», лауреатом международных конкурсов Ладой Лабзиной и Калининградским областным оркестром русских народных инструментов (художественный руководитель и дирижер — Антон Жуков). Этот концерт открыл международный фестиваль «Орган плюс», который, в свою очередь, сопровождает легендарный Международный конкурс органистов имени Миакэла Таривердиева (в этом году он пройдет уже в 13-й раз!).

Выставка продлится ровно месяц. В это время с картиной встретиться сможет каждый, кто придет в Собор. Закроется она также концертом. 16 июля на сцену выйдет московский камерный оркестр Musica Viva (художественный руководитель, дирижер и солист – народный артист России Александр Рудин). Вместе с титулярным органистом Кафедрального собора, лауреатом международных конкурсов Мансуром Юсуповым оркестр исполнит произведения современников композитора: П.И. Чайковского, М. Виельгорского, А. Глазунова, А. Гречанинова.
Фото Александр Мелихов