Геннадий Рыхлов + Карэн Хачатурян + Генрих Майоров = «Чиполлино»

Геннадий Рыхлов + Карэн Хачатурян + Генрих Майоров = «Чиполлино» Культ. Публикации
Показ балета "Чиполлино" 21 мая посвящен памяти его постановщика Генриха Майорова ушедшего из жизни в начале апреля

Дневной показ популярного балета для всей семьи «Чиполлино» Карэна Хачатуряна состоится 21 мая на большой сцене НОВАТа. В этот день спектакль посвящается памяти хореографа Генриха Майорова, ушедшего из жизни 1 апреля текущего года.

Нам повезло, что на излете своей блестящей карьеры балетмейстер побывал в Новосибирске и поставил свой самый востребованный балет по сказке Джанни Родари «Приключения Чиполлино». Спектакль стал не только настоящей «жемчужиной» детского репертуара – он вернулся на родную сцену! У этой истории достаточно долгая жизнь и сегодня, вспоминая добрым словом Генриха Александровича и имея интервью, которое он дал Ксении Черновой во время работы над балетом, мы можем услышать самого автора.

Для меня все началось в середине семидесятых, как зрителя. А уже в конце восьмидесятых я интересовался балетом достаточно серьезно.

Идея детского спектакля родилась в Новосибирске. В 1988 году я познакомился с педагогом Геннадием Рыхловым. До встречи с ним мне рассказали, что бывший танцовщик является автором идеи и либретто «Чиполлино», конечно, у меня проснулся особый интерес! Я хорошо помню тот балет, который, мелькнув в середине семидесятых, тут же исчез. А ведь детишки от него были в восторге… Но взрослые и критики вынесли спектаклю тяжелый вердикт- пантомима! Вот как это было.

Геннадий Рыхлов + Карэн Хачатурян + Генрих Майоров = «Чиполлино»
Геннадий Рыхлов

В 1971 году Геннадий Дмитриевич, увидев мультфильм «Чиполлино» с музыкой Карэна Хачатуряна, загорелся идеей создать детский балет и буквально «слепил» его из других работ композитора, среди которых «Когда зажигаются ёлки» (1950), «Лесные путешественники» (1951), «Сладкая сказка» (1970), «Чиполлино», «Необыкновенный матч» (1955), «Старые знакомые» (1956) и др. Отправил композитору и ему идея понравилась.

Карэн Хачатурян написал партитуру по заказу Новосибирского академического театра оперы и балета, а в 1975 году Геннадий Рыхлов совместно с Сапоговым осуществили постановку, судьба которой по выше названной причине сложилась неудачно.

Самому композитору идея балета была очень близка – он обратился к своему приятелю и сокурснику Родиону Щедрину за советом, супруга которого, Майя Плисецкая, порекомендовала Генриха Майорова. Балет был поставлен в Киеве весной 1974 года: «Там в это время была сильная труппа с высокой исполнительской культурой. В 1976-м спектакль получил Государственную премию, и это способствовало его дальнейшей известности. Киевский театр повез балет на гастроли в Москву, на спектакли приезжали критики из разных стран. У балетмейстера началось постановочное «турне»: Ашхабад, Большой театр СССР, Большой театр Беларуси, Уфа, Кишинев, потом Вильнюс, Донецк, Харьков, Улан-Удэ, снова Москва, а недавно – Михайловский театр и театр Split в Хорватии. Вот так и сложилось – у меня много других спектаклей, но этот детский балет получился самым ярким».

Вот так и сложилось – у меня много других спектаклей, но этот детский балет получился самым ярким». Делился балетмейстер.

На родине балет канул в небытие, и лишь в 1993 году его поставили в театре «Балет Новосибирск–100», который шел всего несколько лет. Спустя долгие годы в театральном сезоне 2015–2016 «Чиполлино» вернулся на сцену Новосибирска в постановке Генриха Майорова. И эта новость стала для меня олицетворением справедливости – балет вновь «дома»!

Обращаясь к интервью, сделанному в период постановки спектакля на сцене НОВАТа, Генрих Майоров отмечал, что для хореографа детский балет – это «двойная ответственность»: «Спектакль идет на больших скоростях – только действие и танец, нет пауз и длиннот, все время что-то происходит. Даже во время смены декораций». Важно соблюсти «четкую фабулу», раскрывающую действия хороших и плохих героев, а также подчеркнуть события «соответствующими средствами выразительности»: «У каждого героя своя хореография, свой «говорок». Чиполлино и Редисочка – это простонародье, свободная пластика, а аристократки Магнолия и Вишенка – элегантность, чистая классика. В драматургически острых моментах сосредоточен виртуознейший классический танец. Лейттема музыки – итальянская тарантелла. Но насколько фруктово-овощные герои не похожи на итальянцев, настолько мой танец отличается от народной тарантеллы».

Геннадий Рыхлов + Карэн Хачатурян + Генрих Майоров = «Чиполлино»
Сцена из балета «Чиполлино» Генриха Майорова

Мы безмерно рады, что для семейного похода в НОВАТ в репертуаре живет чудесный, веселый и остроумный балет «Чиполлино», насыщенный отнюдь не «детскими» танцевальными элементами. Старшему поколению, выросшему в Советском Союзе, конечно же знакома книга «Приключения Чиполлино» итальянского писателя, по совместительству коммуниста (именно поэтому его много издавали) Джанни Родари. К сожалению, постсоветским людям он малоизвестен и многие считают, что это глупенькая сказка об овощах… А ведь это отнюдь не так!

Фото предоставлено пресс-службой НОВАТа

Поделиться в соц.сетях
Александр Савин
СultVitamin
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.