Игры разума на двоих

Игры разума на двоих Новосибирский государственный художественный музей представляет

В Новосибирском государственном художественном музее проходит выставка «Игры разума» новосибирского художника Сергея Мосиенко. Сергей Сергеевич – живописец, график, карикатурист, плакатист, журналист, потрясающий рассказчик и вообще невероятно интересный человек. У этой выставки есть одна существенная особенность, но об этом чуть ниже.  

Но почему вдруг возникло такое название — «Игры разума»? Насколько оно подходит к содержанию выставки? Давайте разбираться. В экспозиции во главу угла поставлена безудержная фантазия, ирония здесь соседствует с драмой, а серьезная философия с остроумным каламбуром. Сергей Сергеевич обращаясь к реальным историям, биографиям, образам, играет ими, переворачивает, как захочет, показывает нам привычные вещи с совершенно непривычных сторон. Вот Альберт Эйнштейн, заговорщически показывая нам язык, бросает яблоко на голову Исаака Ньютона. Мурмурацию (скоординированный полет многотысячных стай птиц, образующих огромные динамические фигуры) совершают вместо дроздов… глиняные свистульки. И мурмурация, заметьте, не простая, а дачная и ночная. Здесь клоун Бим встречает нового партнера, но не Бома, как можно было ожидать… На самом деле Бим и Бом – это легендарный клоунский дуэт, существовавший с 1891 по 1946 года, его упоминает, например, Осип Мандельштам («Ты скажешь — где-то там на полигоне два клоуна засели — Бим и Бом»), дуэт появляется в фильме Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь» ( — Здравствуй, Бим! – Здравствуй, Бом!). Так вот, все это время Бим был один, а Бомы постоянно менялись, всего их было четыре. Художник же предполагает, что есть еще и пятый Бом, вернее, Бомж.  

Игры разума на двоих

Невероятно интересны портреты, представленные на выставке. Вот прославленный лепидоптеролог (специалист по чешуекрылым)  и по совместительству главный писатель русского зарубежья Владимир Набоков охотится с рампеткой наперевес за редкими бабочками, но тут ему в голову неожиданно приходит сюжет для небольшого рассказа или большого романа, может быть, «Лолиты». Здесь же русская балерина Анна Павлова трогательно прощается со своим любимцем, ручным лебедем-шипуном Джеком. А рядом, посреди расчерченного на квадраты пространства, сидит впавший в задумчивость Казимир Малевич со своей самой известной живописной картиной ХХ века, «Черным квадратом», в руках.

Казимир Малевич появляется на выставке и второй раз, в разделе «Сны», ему снится… квадратная Луна. Придворному ювелиру Петеру Карлу Густавовичу Фаберже снится, что он вылупился из яйца, а астроному-самоучке и неутомимому популяризатору науки Камилю Николя Фламмариону снится, что Земля — вопреки всем материалистическим теориям — все-таки покоится на трех слонах, которые в свою очередь стоят на огромной черепахе. Но самый трогательный сон снится послу джаза во всем мире Луи «Сачмо» Армстронгу. Как известно, в жизни он не смог попасть в Советский Союз, а во сне он — в телогрейке и шапке-ушанке — играет в Новосибирске с «Сибирским диксилендом». 

Огромное значение для Сергея Мосиенко — и как человек, и как художника — имеет русская литература. В холле разместилась серия «Классическая когнитивная этология», в которой представлены произведения классической русской литературы, связанные с животными: «Собачье сердце» Михаила Булгакова, чеховская «Чайка», малоизвестный сатирический рассказ Федора Михайловича Достоевского «Крокодил», пушкинский «Золотой петушок» и другие. А в зале, который мы отвели под графические работы, представлены иллюстрации к «Приключениям Буратино» Алексея Толстого, «Мертвым душам» Николая Васильевича Гоголя, романам Ильи Ильфа и Евгения Петрова.     

Игры разума на двоих

А теперь о важной особенности: эта выставка Сергея Сергеевича решительно отличается от всех его многочисленных и разнообразных выставок и акций: первый раз у него новый соавтор – дочь Кристина Сергеевна, причем на выставке представлены не только работы, выполненные совместно, но и работы, задуманные и полностью сделанные Кристиной. Выставка даже открывается шуточными стихами Сергея Сергеевича на тему «отцов и детей» в изобразительном искусстве. А я без всяких шуток должен сказать, что на выставке «Игры разума» о себе уверенно заявил молодой талантливый художник, со своей сложившейся техникой, со своим оригинальным видением мира – Кристина Мосиенко.         

Так что мы можем сделать вывод: с названием выставки все в порядке, тут попадание абсолютно точное. Это действительно игры разума – игры мастера, философа, мудреца, превосходного и тонкого знатока истории, науки, литературы, изобразительного искусства. Все творчество, более того, вся жизнь Сергея Сергеевича Мосиенко служит прекраснейшей иллюстрацией того как полно можно раскрывать и использовать свой потенциал. Вы, например, знаете, что в Новосибирском электротехническом институте он обучался по индивидуальной, специально для него разработанной учебной программе? Для советской системы высшего образования это невероятный случай. И нам, зрителям, Сергей Сергеевич не дает отсидеться, отлежаться, тормошит нас, зовет нас смело окунуться вместе с ним в океан человеческой мысли, зовет пройти вместе с ним по лабиринтам мировой культуры. Он учит нас размышлять, узнавать новое, сравнивать, самим выдумывать и творить, неустанно напоминает нам как это важно – встречать каждый новый день с улыбкой…


Поделиться в соц.сетях
Сергей Тиханов
СultVitamin
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.