Ирина Линдт: «В спектакле МХАТа на первом месте – сам Булгаков»

Ирина Линдт: «В спектакле МХАТа на первом месте – сам Булгаков» Театр
Поэтому любовь Маргариты к Мастеру – это любовь, ради которой она была способна на все, даже продать душу дьяволу. Тут можно размышлять по-разному, сразу возникает много ассоциаций, но все-таки это в первую очередь о жертвенной любви, о полной отдаче себя чувству, человеку, его жизни.

Известная российская артистка, ведущая актриса труппы МХАТа Горького сыграет роль Маргариты в спектакле «Мастер и Маргарита» 8, 9 и 10 июня на сцене НОВАТа. В рамках летнего гастрольного тура сценическую версию великого романа Михаила Булгакова в прочтении режиссера Валерия Беляковича представит один из лучших театральных коллективов страны.

Мы поговорили с Ириной Линдт о работе в спектакле.

Как вы считаете, о чем роман «Мастер и Маргарита»?

Это глубочайший философский роман, в нем столько всего, что может даже показаться странным, почему он называется «Мастер и Маргарита». Но если автор называет роман «Мастер и Маргарита», то, конечно, это роман о любви. И, мне кажется, о любви в каком-то высоком смысле этого слова. Это любовь и между мужчиной и женщиной, и это какая-то высшая любовь. Если говорить о романе в целом, то в нем есть и тема веры, тема добра и зла. Все это присутствует. Но для меня это роман о любви. Мое знакомство с этим произведением началось в школе. Я хорошо училась, окончила школу с золотой медалью, читала все, что нужно было по программе. Но, конечно, в таком возрасте что-либо понять в таких произведениях сложно. Единственное, что цепляет – тема любви. Мне кажется, если бы этой темы не было в романе, он не был бы столь популярным. Потому что это то, что привлекает всегда и всех. Второе мое прочтение романа случилось, когда я попала в Театр на Таганке. В Театре на Таганке шел спектакль «Мастер и Маргарита» в постановке Юрия Петровича Любимова, и, конечно, каждая актриса, приходящая в театр после института, мечтает сыграть роль Маргариты. Даже странно, если кто-то этого не хочет. Меня сразу ввели в спектакль на роль Фриды. Я помню, когда я возвращалась на каникулы к бабушке в Алма-Ату – я всегда занималась спортом – я бегала и вслух проговаривала строчки из романа, из Маргариты. Тогда это была не то чтобы мечта, я не нацеливалась играть Маргариту, это был просто актерский тренинг, то, к чему тебя тянет. И через какое-то время я сыграла Маргариту в Театре на Таганке. То есть, видимо, был такой мощный мой энергетический посыл куда-то во вселенную, что мечта осуществилась. Правда, я недолго играла Маргариту на Таганке. На прогоне спектакля «Хроники» Шекспира я получила травму и на полгода выбыла из процесса, а после восстановления уже не возвращалась в этот спектакль. Но судьба так распорядилась, что, придя работать во МХАТ, я снова играю эту роль. Две эти постановки очень отличаются. Я думаю, что и Маргарита, которая была в Театре на Таганке, и Маргарита, которая сейчас здесь, тоже очень разные. Но для меня это, конечно, образ женщины, для которой на первом месте, стоит любовь. Я вообще считаю, что женщина – это такое существо, для которого любовь всегда на первом месте. Хотя, конечно, в наше время есть те, кто предпочитает независимость, свободу, бизнес. Но никогда не поверю, что для них нет этой проблемы внутри. Потому что вообще человек не может быть один, не должен быть один. А женщина – тем более. Поэтому любовь Маргариты к Мастеру – это любовь, ради которой она была способна на все, даже продать душу дьяволу. Тут можно размышлять по-разному, сразу возникает много ассоциаций, но все-таки это в первую очередь о жертвенной любви, о полной отдаче себя чувству, человеку, его жизни.

Ирина Линдт: «В спектакле МХАТа на первом месте – сам Булгаков»

Вы работали и постановке Юрия Любимова, и в постановке Валерия Беляковича. Каковы ваши впечатления от этих двух спектаклей и от вашей роли?

Я понимаю, что мхатовская версия спектакля требует больше актерской отдачи, потому что у Любимова сцены более игровые, более смотрибельные для зрителя. Тот спектакль не такой тяжелый, и Маргарита там более лирическая. Здесь же, во МХАТе, текст на первом месте. Режиссер отдал честь автору. Потому что мы, артисты, работаем без микрофонов, на огромный зал, под музыку, которая достаточно громко звучит. Это требует невероятной концентрации и отдачи, даже просто в физическом плане. Здесь важно совместить огранику, вот это напряжение, здесь много актерских ресурсов приходится задействовать. И этот спектакль какой-то более монументальный. Поэтому здесь актеры и существуют по-другому, по-другому затрачиваются.

Как вы полагаете, Воланд положительный персонаж или отрицательный?

Это один из тех вопросов, на который ты не знаешь, как ответить. Потому что ну какой он положительный? Это Воланд. Традиционно: есть дьявол, есть Бог. Воланд – это все-таки та сторона. Но в то же время все его разговоры… Иешуа его почему-то просит: «Забери их туда». Мы привыкли все делить на черное и белое, а мир гораздо сложнее. В нашей жизни, в нашем пространстве все так переплетено бывает, что и добро бывает с кулаками, и люди могут совершить что-то там несусветное во имя чего-то хорошего. То есть столько всего неоднозначного, такое переплетение, что найти вот этот свет бывает человеку сложно, сложно понять, где истина. Это сейчас очень актуально. Поэтому, отвечая на ваш вопрос, сказала бы, что Воланд – персонаж очень обаятельно написанный. Но, мне кажется, что все-таки Булгаков не делает его положительным.

Как вы думаете, почему так мало места в романе Булгаков отдает Мастеру?

Мастер написал этот роман. Мастер. То есть это всё его персонажи, поэтому он раскрывается как раз через этих персонажей. Поэтому нужно ли отдельно писать про него? Ведь неважно, как он печку топил, как он буквы выводил? Он – это то, что он написал. Наверное, именно поэтому каких-то сцен, где бы автор целиком занимался Мастером, не так много.

В романе три сюжетные линии, совершенно разные, но они не могут существовать одна без другой. Как это получается?

Это, я думаю, та самая неоднозначность мира, в котором мы живем. Мира, в котором все переплетено: ты, выйдя из некоего кабаре, тут же можешь оказаться свидетелем несчастной любви, какого-то происшествия или чего-то еще… У нас в жизни все так же переплетено. Булгаков просто совершенно гениально об этом пишет.

Вам нравится спектакль?

Мне нравится спектакль несмотря на то, что это ввод, и я не работала с постановщиком. Ввод для актрисы всегда сложнее, чем когда ты репетируешь изначально. Когда ты репетируешь роль изначально, ты ее создаешь как бы из себя: все внутренние ходы, все реакции. Естественно, диктует все и придумывает форму режиссер, но ты роль собой оправдываешь и собой наполняешь. А когда ты вводишься в уже созданную роль, я всегда говорю, что это «костюмчик с чужого плеча». Вот если размеры более или менее совпадают, то он может сесть хорошо. А если совсем нет, то это мука. Здесь первые два-три спектакля я въезжала. Но я все равно дома очень много работала.

Актер же, исполняющий роль Воланда, у вас хранитель спектакля?

Ирина Линдт: «В спектакле МХАТа на первом месте – сам Булгаков»

В общем да. Но, знаете, спектакль создан крепко, форма держит. Тут важно актеру не расслабляться. Мне сейчас кажется, что я нашла что-то свое. Ты не можешь ввестись и начать играть по-новому, потому что партнеры привыкли к определенному рисунку. Есть определенное звучание, тональность у спектакля. Поэтому ты пытаешься себя туда втиснуть. Я сейчас знаю, что мне только в одной сцене осталось чуть-чуть что-то донащупывать. Я на каждом спектакле пытаюсь играть по-разному, чтобы наконец-то ощутить сцену.

Хотели бы вы что-то пожелать новосибирским зрителям?

Я хотела бы пожелать, несмотря на очень сложное время, в которое мы живем, время, в котором скопилось много негатива, много проблем, сохранять в себе чувство восприятия прекрасного. Для этого существует театр. Надо ходить в театр. И я приглашала бы всех на самые лучшие, самые светлые спектакли. Потому что на них ты заряжаешься другой энергией. Я верю в то, что мы излучаем эту энергию и влияем на пространство вокруг нас. Если люди будут получать от нас какой-то заряд добра, позитива, творчества, то и жизнь вокруг станет лучше. Без этого нельзя. Приходите обязательно в театр. Это то, что сейчас нам нужно!

Материал подготовлен совместно с Мариной Ивановой

Хотите знать о новых публикациях на сайте?

Предлагаем оформить подписку! Обещаем никогда не спамить. Взгляните на нашу политику конфиденциальности.


Поделиться в соц.сетях
Александр Савин
СultVitamin
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.