«Климт — золотое наследие прекрасной эпохи»

«Климт — золотое наследие прекрасной эпохи» Новосибирский государственный художественный музей представляет

Зимой и весной этого года в Новосибирском государственном художественном музее с огромным успехом прошла выставка «Босх и Брейгель. Загадки мистической эпохи». Выставка непривычная и неожиданная: на ней были собраны лучшие работы двух титанов Северного Возрождения из лучших музеев мира, выполненные в виде репродукций в технике жикле. Работы великих мастеров разбросаны по разным музеям в самых разных странах, иногда просто физически невозможно увидеть их все, а тут они были собраны прямо в центре Новосибирска, что называется с доставкой на дом. Собственно, наш музей предложил вниманию новосибирцев уникальный культурологический проект: зрители имели возможность оказаться на самой границе двух величайших эпох европейской культуры – Средневековья и Ренессанса, заглянуть в мир адских кошмаров Иеронима Босха и прогуляться по тропинкам Фландрии с героями Питера Брейгеля.

«Климт — золотое наследие прекрасной эпохи»

И вот новая выставка в Арт-цоколе. На этот раз новосибирцы знакомятся с центральным персонажем совершенно другой эпохи, эпохи модерна, Густавом Климтом. На рубеже XIX и XX веков произошла настоящая революция в искусстве: возникло интернациональное художественное движение, целью которого было создание иного художественного языка и формирование нового художественного стиля. Это была сложная совокупность направлений, течений и школ, причем не только в изобразительном искусстве, но и в архитектуре и литературе. В разных странах искусство этого периода называлось по-разному, во Франции – ар-нуво, в Германии – югендштиль, в России – модерн, в Австрии – сецессион. Густав Климт был основателем Венского сецессиона, выставочного и творческого объединения молодых австрийских художников. Это объединение не имело манифеста и было объединено лишь одним общим желанием развивать новые стили, проводить творческий обмен с художниками других стран и продвигать работы членов объединения.

На выставке «Густав Климт. Золото модерна», которая проработает в Арт-цоколе нашего музея до конца июля, представлено 40 репродукций, очень полно знакомящих с основными направлениями творчества Климта.

Открывают выставку дамские портреты. Это особый для мастера раздел его творчества, он обозначил его уникальность как художника и его стилистическую радикальность, кроме того, обеспечил его полную финансовую независимость, а еще продемонстрировал его либеральные взгляды: большинство портретируемых женщин были из богатых еврейских семей, а в антисемитской Австрии это был смелый вызов аристократии. Что интересно, Густав Климт у многих ассоциируется с эротикой, но дамы на его портретах лишены страстей и желаний, их тела словно сливаются с фоном, превращаются в орнамент, на фоне которого парят лишь лицо и руки.

Пейзажи составляют значительную часть наследия Климта, четверть всех его работ – это пейзажи. Все они имеют квадратную форму и сфокусированы как кадр, он и работал помощью специальной рамки-видоискателя. Климт писал сады, луга, пруды, парки, озера и деревья. В тревожное время рубежа веков, когда все острее стали ощущаться чудовищные катастрофы недалекого будущего, пейзажи символизировали для него место уединения, стали собственным независимым космосом

.

«Климт — золотое наследие прекрасной эпохи»

И, конечно, самый известный в творчестве Климта период – золотой. Климт был отъявленный домосед, почти никогда не покидал родной Вены, но однажды оказавшись в Венеции, был ошеломлен золотыми мозаиками собора Святого Марка. Художник высоко оценил декоративную силу золота и стал активно использовать его не только как фон, но и для оформления одежды, волос и орнаментов. К золотому периоду относится и самая знаменитая работа Климта, «Поцелуй», ставшая центром экспозиции. Работая над ней, художник следовал традициям византийской мозаики, и некоторые критики называли «Поцелуй» монументальной иконой.

Так что, уверен, что вы не пожалеете, если в июле выкроите пару часов для знакомства с творчеством Густава Климта. Модерн – это вообще интереснейшая, неисчерпаемая тема: Врубель и Муха, Гауди и Кекушев, Джойс и Пруст. А Густав Климт – это одна из самых грандиозных фигур этого явления. И чем больше времени отделяет нас от эпохи модерна, тем яснее и яснее это видно.

Фотографии предоставлены НГХМ


Поделиться в соц.сетях
Сергей Тиханов
СultVitamin
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.