Конный портрет Екатерины II в гвардейском мундире отражает один из судьбоносных моментов Российской истории

Конный портрет Екатерины II в гвардейском мундире отражает один из судьбоносных моментов Российской истории Новосибирский государственный художественный музей представляет

Выставка «Парадный выезд императорского двора» из Государственного Эрмитажа начала свою работу в Новосибирском государственном художественном музее. С чего начать знакомство наших читателей с ней, о чем рассказать прежде всего? Думаю, правильным будет начать с полотна «Портрет Екатерины II в гвардейском мундире на коне Бриллианте» датского живописца Вигилиуса Эриксена. Неслучайно мы поместили эту работу на афишу выставки, буклеты, а ее увеличенная репродукция встречает зрителей на нашей «эрмитажной» лестнице, создавая соответствующее настроение перед встречей с русской историей, с миром Эрмитажа.

Датский портретист Вигилиус Эриксен прибыл в Санкт-Петербург в 1757 году. При Екатерине II стал придворным живописцем, портретировал императрицу не менее 30 раз, в разных позах и костюмах, современники считали его изображения самыми достоверными. Художник не был тонким психологом, но образ жизни своего главного царственного персонажа, ее манеры и привычки изображал на высочайшем профессиональном уровне.

На портрете, ставшем визитной карточкой эрмитажной выставки в Новосибирске, молодая императрица изображена в офицерском мундире лейб-гвардии Семеновского полка, с голубой лентой ордена Святого Андрея Первозванного, с обнаженной шпагой в правой руке. Она верхом на коне, изумительном «сером в гречку» Бриллианте, торжественно вышагивающим и выразительно поглядывающим на нас, зрителей XXI века своими умными грустными глазами. На заднем плане угадываются семеновцы на марше. А слева на дереве вырезана дата «28 июня 1762». Что это за дата такая? И вот здесь начинается самое интересное. В этот день решалась судьба не только Екатерины, но и будущее всей России.

В июне 1762 года дворцовый переворот начался, можно сказать, случайно. Но в решимости и сплоченности сторонникам Екатерины Алексеевны отказать нельзя. Этот переворот решительно отличался от всех остальных переворотов, которыми так богата русская история XVIII века тем, что он вершился, не только тайно, силами гвардейцев, но при самой горячей поддержке улицы. Когда Екатерина во главе двенадцатитысячного войска двинулась на Ораниенбаум чтобы низложить своего супруга, ее триумфальное шествие повсюду встречал ликующий народ, а к и без того внушительной армии присоединялись добровольцы. Именно этот момент изобразил Вигилиус Эриксен и здесь нет ни капли выдумки, преувеличения или аллегории. Для Екатерины этот портрет был очень важен, она дорожила им по-настоящему, гораздо больше, чем холстами, где она была изображена в виде мудрых и справедливых правительниц, бесчисленных Минерв и Семирамид. Ведь это был самый важный момент в ее жизни.

Конный портрет Екатерины II в гвардейском мундире отражает один из судьбоносных моментов Российской истории

Владетельный герцог Гольштейн-Готторпский Карл Петер Ульрих (Петр III Федорович) был неспособен управлять огромной страной, которую он ненавидел и презирал. А немецкая принцесса София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская волею судьбы, ставшая российской императрицей Екатериной Великой, шутила с лекарями, пускавшим ей кровь (была такая универсальная лечебная процедура в то время): — Ну-ка, голубчики, выпустите из меня последнюю каплю немецкой крови, чтобы в жилах моих осталась лишь русская кровь! Но и без врачей Екатерина стала русской по духу. Во время ее правления Российская империя приобрела статус великой державы, произошел небывалый подъем науки, культуры, искусства. Екатерина стала видным деятелем эпохи Просвещения, занималась литературной деятельностью, переписывалась с Вольтером. Годы ее правления мы называем «век Екатерины». И первым днем этого века было 28 июня 1762 года.

Рядом в витрине расположен «седельно-сбруйный верховой комплект» Екатерины II, который выглядит как настоящее произведение искусства. Сбруя расшита раковинами, которые на Руси издавна считались амулетами, предохранявшими лошадей от змеиных укусов. Очень любопытно, что не только на самом верху Российской империи не чурались народных поверий, но позже кавалерия Наполеона Бонапарта взяла на вооружение «волшебные» ракушки. Очень хочется сказать, что именно этим комплектом Екатерина пользовалась в тот знаменательный день, но, к сожалению, это не так: у Императрицы было несколько подобных комплектов и в те решающие часы она, конечно, использовала не такой нарядный, а самый простой, походный.

Напоследок скажу одну важную вещь. «Портрет Екатерины II в гвардейском мундире» долгое время находился в Главном штабе Эрмитажа, где вместе с подлинным мундиром Петра I он открывал интереснейшую выставку «Музей российской гвардии». И вот ему пришлось покинуть родные стены и оказаться у нас в Новосибирске, где несколько месяцев он будет открывать нашу выставку и это знак особого доверия нашему музею.

Заметьте, сегодня мы познакомились только с двумя экспонатами, а сколько интересного мы вспомнили! Давайте, наконец, опровергнем классика: мы не ленивы, мы очень любопытны, нам интересно знать все, что касается нашей истории! И – добро пожаловать в Новосибирский государственный художественный музей на выставку «Парадный выезд императорского двора».    


Поделиться в соц.сетях
Сергей Тиханов
СultVitamin
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.