«Дед», создавший телевидение и консерваторию в Новосибирске и много лет возглавлявший филармонию

"Дед", создавший телевидение и консерваторию в Новосибирске и много лет возглавлявший филармонию Культ.Личности

Казарновский Григорий Иосифович — первый ректор консерватории (по совместительству), организатор и строитель Новосибирского телевидения и радио, многолетний руководитель филармонии и прочее, прочее…. Кстати, лучший вратарь городской городской команды.

Мы с ним начали вместе работать, как только я пришел в обком комсомола. Он был в преклонных годах, но не способный сидеть на месте. Григорий Иосифович занимался режиссированием больших массовых праздников, на которых собирались десятки тысяч Новосибирцев. Когда он узнал, что я неплохо ориентируюсь в музыке, он поручал мне формирование всей музыкальной подложки. Я был как бы его правой рукой по звуку. Нас всех он звал Мальчики, а мы его — Дед.

"Дед", создавший телевидение и консерваторию в Новосибирске и много лет возглавлявший филармонию
Казарновский Г.И. «Дед»

Когда филармонии передали «Дом Ленина», случилось, что директор украл с ремонта машину досок. Совет ветеранов тут же обратился с требованием «Дом Ленина» под филармонию не отдавать, а сделать там Дом ветеранов партии.

И вот, именно Дед, до этого благословивший меня на работу в филармонию, собрал ветеранский актив, пригласил туда секретаря обкома КПСС и доказал, что это здание серьезно поможет воспитанию молодежи на лучших примерах музыки. Что филармония — это не цыгане и не какие-то там «роки», а серьезное искусство, которое ютится у нас в центральном парке. И убедил. Претензии ветеранов были отозваны, и здание осталось за филармонией.

Пора его вспомнить, и поддержать идею учредить награду имени Казарновского.

Казарновский Григорий Иосифович. Родился в семье мещан. Отец Григория Казарновского до революции 1917 года служил в мясных лавках. В годы НЭПа предпринял своё дело, открыл частную мясную торговлю. После свёртывания НЭПа работал в различных государственных учреждениях города. В 1922 году 18-летний Григорий начал работать, сначала был курьером в Сибкомгосокор АХО, затем — учеником печатника, брошюровщика, разнорабочим, калькулятором в типографии Сибирского военного округа. Начиная с 1923 он участвовал в художественной самодеятельности и руководил драмкружками, в частности, пролеткультовским театром «Синяя блуза». В середине 1920-х был известным в Новониколаевске спортсменом, в частности, считался лучшим вратарём местной футбольной команды «Динамо». Работая в типографии, Г. Казарновский сдружился с артистами цирка. Увлекся цирком настолько, что в качестве воздушного гимнаста дебютировал в цирковом манеже. Отец Григория, узнав о цирковых увлечениях сына, жестоко избил его. На этом цирковая карьера Г. Казарновского закончилась. В октябре 1928 был призван в Красную армию, в июле 1929 вместе с полком направлен на ликвидацию конфликта на КВЖД.

Служа в РККА, руководил художественной самодеятельностью 62-го стрелкового полка. После демобилизации из армии в 1930 году Казарновский поступил учиться в Театральный техникум (ГЭКТЕМАС — государственные экспериментальные театральные мастерские) им. В.Э. Мейерхольда на режиссёрское отделение и одновременно — в Литературный институт в Москве. Окончив техникум и получив специальность режиссёра, решил вернуться в родной Новосибирск; по семейным обстоятельствам не стал оканчивать вуз.

В Новосибирске в 1933 устроился работать завклубом при ОГПУ-НКВД «Динамо». Однако работа в органах была военизированной и вскоре Управление НКВД по ЗапСибКраю направило его работать на офицерскую должность заместителя Управления по учебно-воспитательной работе в Томск, в Трудкоммуну «Чекист» (ныне — территория города Северска). В итоге пришлось заняться делом, далёким от искусства. С 1934 по ноябрь 1939 годов Григорий Казарновский работал на руководящей работе в трудовых колониях Сиблага НКВД в Томске. В 1937 году Казарновский был назначен начальником Учебно-воспитательного отделения Отдела трудовых колоний ТомАсинлага. После неоднократных рапортов 4-го ноября 1939 года был разжалован в рядовые и уволен по собственному желанию и буквально в тот же день приглашён в Новосибирск. Ему предложили должность директора Театра юного зрителя (ныне — театр «Глобус»).

В качестве директора ТЮЗа Казарновский показал себя хорошим организатором, специалистом, знающим своё дело. В первые дни Великой Отечественной войны добровольцем вступил в ряды Красной армии, хотя имел бронь, и рядовым красноармейцем 7-го отдельного инженерного взвода специального назначения был мобилизован Новосибирским Центральным райвоенкоматом 27 июня и 29 июня выехал на фронт. С июля 1941 и до мая 1945 воевал в составе действующей армии на разных фронтах, в разных частях в составе подразделений техники особой секретности (ТОС). Воевал на Западном и Брянском (оборона Москвы), Калининском, 1-м Прибалтийском фронтах. Был тяжело ранен в бою у Шанского Завода 2 мая 1942 года, также имел лёгкие ранения и контузии в последующих боях.

В сентябре 1941 после боёв под Ельней назначен командиром отделения. С января 1942 — командир взвода, позднее — роты. Закончил войну заместителем командира отделения инженерного батальона по строевой части.

Был награждён орденами и медалями.

После войны почти год офицер-сапёр Казарновский участвовал в обезвреживании минных полей.

Весной 1946 он был переведён в Западно-Сибирский военный округ, где 1-го апреля 1946 года демобилизован. 5-го апреля того же года утверждён заведующим Отделом по делам искусств при Новосибирском горисполкоме. Спустя три года он возглавил областной отдел искусств. Работу на посту руководителя Казарновский совмещал с учёбой (1948–1953) в Театральном институте по курсу истории и теории театра, по окончании которого получил специальность театроведа. 18 июня 1953 года назначен на новую должность — заместителем начальника Управления культуры Новосибирского облисполкома.

В 1950-х в Новосибирске создавалась широкая сеть детских музыкальных школ. В этой работе ярко проявились инициативность и организаторские способности Казарновского. Благодаря его усилиям в городе широко разрослось студийное хоровое детское движение. Не случайно, когда 13 апреля 1956 года открылась Новосибирская консерватория, её первым ректором (по совместительству) стал именно Г.И. Казарновский.

С июля 1956 Григорий Иосифович продолжал работу в должности заместителя начальника областного отдела искусств, а в апреле 1957 был утверждён директором только что созданной Новосибирской студии телевидения. Проявляя кипучую организационную деятельность, Казарновский много сделал для развития новосибирского областного телевидения. Помимо организации самого вещания и решения острых кадровых проблем, им были заложены основы материально-технической базы НСТ. За короткий срок ему удалось оснастить Новосибирскую студию новейшей для того времени телевизионной техникой, какая имелась только в Москве и Ленинграде. Именно им были заложены основы формирования коллектива профессионалов.

3-го декабря 1959 Г.И. Казарновского назначили художественным руководителем Новосибирской государственной филармонии, освободив его от обязанностей директора НСТ. В этой должности до самого ухода на пенсию он проработал более 7 лет.

Уже будучи человеком преклонного возраста, Казарновский продолжал творческую деятельность, много сил отдавая режиссуре городских театрализованных празднеств, ставших традиционными.


Поделиться в соц.сетях
Александр Савин
СultVitamin
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.