Так сложилось, был небольшой период в жизни балетной труппы Новосибирского государственного театра оперы и балета, в начале 60-х прошлого века, в период руководства труппой П. А. Гусевым, когда в театр приехало много талантливой молодежи и подросла первая звездная поросль Новосибирских выпускников хореографического училища.
Слава о балетной труппе гремела до самой Москвы и Ленинграда! В то время в столичных тяжеловесах процветал драмбалет. В Новосибирске, напротив, шло творческое развитие классического танца. Начинающим и уже известным балетмейстерам было комфортно здесь работать. В труппе было три-четыре равновеликих состава солистов.
Сегодня хочется сказать несколько слов об одном великом, из числа российских балетмейстеров, – Олеге Виноградове! Балетмейстере-новаторе, равновеликом с Юрием Григоровичем, c которым они работали в одно и то же время в Новосибирске, где Григорович ставил свои первые балеты.
Вообще, судьба этого человека в балете, была очень нестандартной. Переростком он попал в Ленинградское хореографическое училище, в специальную группу поздних. Но очень уж велика была любовь к танцу у молодого Ленинградского паренька. Тяжело пришлось маме финансово, чтобы Олег догнал своих сверстников. Приехав в Новосибирск, он очень активно включился в творческую и общественную жизнь театра. Активно участвовал в подготовке легендарных театральных капустников.
В памяти того поколения осталась стенная газета, в которой молодым артистам, задали один вопрос, кем они видят себя в будущем. Олег написал:
“Буду главным балетмейстером Кировского театра!”
Над ним посмеялись. А зря. В 1977 году Виноградов возглавил балетную труппу Кировского театра! А пока артист балета Виноградов делает первые шаги в постановочной профессии в Новосибирске. Начало положено…в Центральном парке культуры и отдыха. Да, именно там, он поставил свою первую постановку, об истории развития танца: от каменного века до наших дней.
Постановка с успехом шла несколько лет. Тем временем Гусев доверил ему ставить танцы в операх: «Патетическая оратория», «Пиковая дама», «Война и мир». Вообще Петр Андреевич, имел дар видеть в молодых ребятах задатки будущей профессии и подталкивал их в этом направлении. В 1964 году Олег Виноградов ставит в театре свою дипломную работу в ГИТИСе – «Золушку». Всем членам группы постановщиков было по 25 лет: дирижеру Борису Грузину (ныне дирижер Ковент Гарден), художнику Валерию Левенталю и балетмейстеру Олегу Виноградову.
Это был настолько яркий и зрелый спектакль, что критики из Москвы и Ленинграда поспешили в Новосибирск посмотреть эту работу и писали восторженные отзывы о ней, отмечая индивидуальность постановочного языка балетмейстера. Ярко показали себя и главные герои в исполнении Л. Крупениной и Н. Долгушина.
Постановка «Золушки» показала главное: Виноградов не пошел по модному пути импровизационной пантомимы.
А Олег Виноградов уже готовился к своей еще более сложной и серьезной работе: к постановке балета Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта»!
Это один из самых используемых литературных сюжетов в музыке и театре, но партитура Прокофьева является в значительной степени самостоятельным произведением.
Первым, кто создал балет на эту музыку, был Леонид Лавровский. Осуществляли, и очень удачно, свою постановку на сцене Новосибирского театра Касаткина и Васильев. Вообще известно около 20 различных постановок этого балета. Но самой резонансной была работа Виноградова. Минимум декораций не отвлекали внимание от главного – танца.
С тех пор «Ромео и Джульетта» были поставлены в Ленинграде в Малом театре в 1976 и 2007 годах, в Ереванском и Сеульском театрах. Не менее завидная участь у «Золушки». Более 20 постановок балетмейстера живут своей жизнью. А еще Виноградов хорошо рисует, оформив целый ряд спектаклей, и, говорят, даже разрисовал свою комнату в театральном общежитии Новосибирска.
Он прекрасный пропагандист и популяризатор балета. В 2016 году, приехав в Новосибирск для постановки новой версии «Ромео и Джульетты», он встречался с учащимися Новосибирского хореографического училища и педагогами, показав ясность ума, отточенность мысли и прекрасные ораторские качества. Остается только учиться тому, как он мотивировал детей к учебе! Не хочу задаваться треклятым вопросом, почему мастер такого класса, кровно связанный с нашим театром, оставался невостребованным в этом театре столько лет?
Виноградов вернулся в 2016. 13 сентября в Новосибирском государственном академическом театре оперы и балета состоялась премьера новой редакции его балета «Ромео и Джульетта», Тем из танцовщиков, кому повезло работать с Виноградовым прошли неоценимую школу работы с человеком, которому удалось вернуть былую славу Кировскому (Мариинскому балету), выведя его на новый, высокий уровень, которому и должен соответствовать коллектив мировой элиты!
26 июня 2017 года ЮНЕСКО присудила Виноградову премию за сохранение, развитие и популяризацию классического балета.
Вот так! Теперь все балеты Виноградова находятся под охраной “ЮНЕСКО”! На обложке на премьере балета "Ромео и Джульетта" в НОВАТе