Есть неисчерпаемые великие города, в которых можно прожить всю жизнь, но так и не узнать толком, не понять до конца. Города с историей, наполненной удивительными персонажами и грандиозными событиями. Это Москва, Санкт-Петербург, Рим. Города, в которые постоянно хочется возвращаться, бродить по хорошо знакомым улицам, знакомить с любимыми местами этого города родных и друзей, и обязательно неожиданно открывать новые живописные уголки. А есть и великие музеи, вернее, великий музей, потому что второй такой очень сложно представить, и это Государственный Эрмитаж.
За последние несколько лет в Новосибирском государственном художественном музее побывали выставки из крупнейших российских музеев – Государственного исторического музея, Центрального военно-морского, Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, но все-таки открытие выставки «Парадный выезд императорского двора» – событие особенное. Ведь Эрмитаж — это огромный мир, уникальное место концентрации культурного наследия человечества. Директор Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский очень хорошо заметил: «В музей нужно обязательно подниматься по лестнице, как в гору» и в Новосибирске эта мысль реализовалась буквально – чтобы увидеть эрмитажную выставку нужно будет подняться на третий этаж выставочных залов нашего музея.
Выставка «Парадный выезд императорского двора» с помощью живописи, графики, скульптуры, предметов декоративно-прикладного искусства позволит нам перенестись в XVIII-XIX века, ощутить своеобразие этого интереснейшего времени, о котором мы знаем непростительно мало. Причем все это путешествие в прошлое связано с лошадьми. Часто ли мы сталкиваемся с лошадьми сейчас? А ведь когда-то лошади были всем: средством транспорта (и самым простым, и элитным), помощником в работе и важнейшей частью армии. Самым беспомощным и беззащитным считался безлошадный крестьянин. Лошадь постоянно фигурирует в русской литературе, например, в кошмарном сне Раскольникова, а Лев Толстой написал целую историю одной лошади. Лошадям посвятил свое замечательное стихотворение Владимир Маяковский, помните «все мы немножко лошади»? А сколько лошадей упоминается в русских романсах и песнях бардов! Еще в начале 1970-х годов в некоторые школы даже в центре Новосибирска молоко привозили на лошадке. А сегодняшние школьники, если у них нет возможности учиться верховой езде, где могут увидеть живую лошадь? Неужели скоро все будет как в «Солярисе» Андрея Тарковского, где мальчик пугается лошади, приняв ее за чудовище?
Итак, с лошади, с неожиданной, в чем-то архаичной завязки и начнется путешествие в прошлое для посетителей Новосибирского государственного художественного музея. Не знать историю своего Отечества позорно. Конечно, можно (и нужно!) читать. По этому периоду русской истории существует множество великолепных книг – труды Натана Эйдельмана, повести Юрия Тынянова и т.д. Но, как говорится, все-таки лучше один раз увидеть. Поэтому рекомендую не откладывать посещение выставки «Парадный выезд императорского двора» и, совершив ритуальное восхождение по музейной лестнице, встретиться с русской историей, с русским изобразительным искусством, встретиться с миром Эрмитажа.