Первая сказка «Пушкинианы»

Первая сказка «Пушкинианы» Культ.Новости
4 и 5 июня на Малой сцене НОВАТа состоялась премьера оперы «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

6 июня – день, когда родился великий русский поэт или, как в 1859 году сказал Аполлон Григорьев, – «…наше все!». Наследие Александра Сергеевича не могло не оказать влияние и на создание выдающихся шедевров русского музыкального искусства. К Пушкинскому дню России в этом году приурочена премьера оперы «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» композитора Виктора Плешака и либреттиста Юрия Александрова. Постановка открывает новый образовательный цикл НОВАТа «Пушкиниана». Сейчас, когда в стране действует программа «Пушкинская карта», популяризирующая культурные мероприятия среди молодежи, выпуск цикла спектаклей по произведениям А.С. Пушкина – это, безусловно, удачное решение творческого руководства НОВАТа.

С каждой новой постановкой главного режиссера театра Вячеслава Стародубцева мы наблюдаем, как ярче и выразительней становится его режиссерский стиль, как расширяются границы его авторского оперного мира. Число почитателей его спектаклей стремительно растет и «молодеет» – достаточно вспомнить цикл «Моцартиана», синонимом которого стало слово «аншлаг», но при этом важнейшим направлением работы режиссера остается оперный репертуар для семейного просмотра.

Вячеслав Стародубцев не раз говорил, что задачи детского театра не только развлекательные, но и, прежде всего, просветительские. В музыкальном и визуальном решении постановки должен присутствовать образовательный контент, например, знакомство зрителей с русскими художественными промыслами, как в опере «Сказка про Козлика», где костюмы и декорации выполнены в стиле дымковской игрушки или в сценическом решении оперы «Морозко», вдохновленном гжельской росписью.

Первая сказка «Пушкинианы»
Артем Акимов в роли поэта

Яркое воплощение образовательная направленность получила в первом спектакле «Пушкинианы» – на сцене одновременно существуют и музейное пространство, и сказочный мир, в котором холсты в рамах служат экранами для видеопроекции, в дополнение к рамам-декорациям на сцене  – для «оживших» персонажей сказки. Концепция костюмов художника-постановщика Тимура Гуляева заключается в передаче не только исторической точности и достоверности, но и метафорического смысла, символики, раскрывающих характер героев.

Первая сказка «Пушкинианы»

Помимо индивидуального прочтения образов, в постановке восхищает безоговорочный профессионализм оперной труппы, кроющийся отнюдь не только в вокальном мастерстве, но и в уникальной актерской игре, приковывающей взгляд отточенностью и выверенностью движений, подготовленных ассистентом режиссера по пластике Сергеем Захариным. В образе Царевны – утонченной, трепетной – предстали Юлия Юмаева и Диана Белозор, влюбленного Королевича Елисея исполнили Владимир Кучин и Андрей Денисов, Юлия Шагдурова и Ольга Колобова сыграли безжалостную Мачеху, а любящую и сопереживающую Мать-царицу – Светлана Токарева и Елизавета Целикова, выступившая и в роли Чернавки, которую также исполнила Екатерина Марзоева. И, конечно же, важными фигурами в сказке стали храбрые богатыри – Андрей Триллер, Константин Буинов, Максим Головачев, Виктор Дитенбир, Андрей Исаков, Евгений Козырев, Алексей Шаповалов, Руслан Балягов, Роман Верещагин. Поскольку главная идея сценографии – это галерея, то экскурсоводом выступил сам автор – Александр Сергеевич Пушкин, чью роль исполнили Артем Акимов и Владислав Купрюхин.

Первая сказка «Пушкинианы»

Имя санкт-петербургского композитора, Заслуженного деятеля искусств РФ, Лауреата премии Правительства Санкт-Петербурга Виктора Васильевича Плешака широко известно в России благодаря его песням и романсам. Его «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» представляет собой абсолютно «взрослую» партитуру, лишенную какой-либо снисходительности в отношении детской аудитории.  Музыка здесь помогает юному зрителю чувствовать и понимать музыкальную драматургию спектакля – в ней присутствуют различные вокальные формы, закрепленные за действующими лицами интонационные комплексы и темы, последовательно развивающиеся на протяжении всего действия. В характеристиках героев передан весь спектр человеческих чувств – экспрессивные монологи Мачехи, вырывающиеся в высокую тесситуру и дополненные непевческими эффектами – зловещим смехом, любовные диалоги Царевны и Королевича Елисея, наполненные кантиленностью и лиричностью высказывания. И, как это положено, в роли полноправного участника действа выступает оркестр под управлением музыкального руководителя и дирижера постановки Эльдара Нагиева – инструментальный голос поддерживает и высветляет необходимые нюансы партитуры.

Именно музыкально-просветительские постановки спектаклей на Малой сцене открывают богатства оперного мира юной зрительской аудитории.  Поздравляем с премьерой оперы «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» создателей спектакля, солистов оперной труппы, артистов хора и оркестра НОВАТа!

Хотите знать о новых публикациях на сайте?

Предлагаем оформить подписку! Обещаем никогда не спамить. Взгляните на нашу политику конфиденциальности.


Поделиться в соц.сетях
Ася Сушлякова
СultVitamin
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.