«Обладательница совершенно исключительного дара», «столь пленительный талант», – так отзывались о ней современники. В октябре 1917 году она могла стать первой женщиной академиком Академии художеств (по понятным причинам не стала). Зинаида Серебрякова – ровесница К. Петрова-Водкина и Р. Фалька, К. Малевича и П. Филонова. И я беру на себя смелость утверждать, что Серебрякова принадлежит к их числу не только по году рождения, а как один из самых значительных русских художников ХХ века. Иосиф Бродский любил повторять, что «на таких высотах иерархии не существует», правда, говорил он это в отношении поэзии, но в данном случае это вполне применимо к живописи.
Великолепный и своеобразный живописец, Зинаида Евгеньевна была прирожденным монументалистом, она мыслила как создатель фресок, ее произведения отличались значительностью философии и безупречностью формы, она могла бы создавать огромные панно. В 1916 году архитектор А.В. Щусев пригласил Серебрякову участвовать в росписи Казанского вокзала, грандиозного по тем временам здания, наравне со знаменитыми мэтрами М.В. Добужинским, Б.М. Кустодиевым и Н.К. Рерихом. Но проект был закрыт в 1917 году.
Начинался страшный период в жизни художницы, муж умирает у нее на руках, в разгар Гражданской войны она остается одна с четырьмя детьми и престарелой матерью на руках. Для нее, вышедшей из большой и дружной «художественной семьи», это стало особенно чудовищным ударом. Когда я думаю о всех невзгодах, коснувшихся Зинаиду Евгеньевну, мне кажется, что далеко не все крепкие мужчины смогли бы пройти через испытания, уготованные ей. В довершении всего она решилась на роковой (как в творческом, так и в жизненном плане) шаг, она делает «непоправимую вещь»: уезжает во Францию, уверенная, что покидает Родину ненадолго, но, как оказалось, навсегда. Серебрякова прожила или, как заметил один ее биограф, «трагически просуществовала», во Франции более сорока лет. Ее искусство продолжало оставаться все таким же поэтичным, но каждый день из этих долгих лет на чужбине для нее был наполнен непереносимой тяжестью.
На выставке «Прекрасный дар» представлены все основные этапы творческого пути Зинаиды Серебряковой. Из периода жизни в имении Нескучное (1906-1917) очень интересно будет увидеть подготовительный этюд к эпическому полотну «Беление холста», прекрасно иллюстрирующий тезис о Зинаиде Евгеньевне как прирожденном монументалисте. Здесь же можно найти «Автопортрет в шарфе», формально он считает эскизом к неосуществленному или утерянному живописному произведению, но на самом деле это вполне законченная графическая работа. Второй похожий эскиз находится в отделе личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина, но новосибирский вариант безусловно лучше, он просто прекрасен, очень полно передает основные черты искусства Серебряковой – цельность, яркость и жизнеутверждение. «Автопортрет в шарфе» стоит увидеть обязательно, нельзя упустить такую возможность, ведь графические листы вообще возможно демонстрировать только два месяца подряд, а графика Серебряковой извлекается из фондов и участвует в выставках в самых редчайших случаях.
Так же стоит не пропустить и возможность увидеть живописную работу «Балерины в уборной», которая относится к харьковско-петроградскому периоду творчества художницы (1917-1924) и входит в ее «балетную сюиту». При желании здесь можно проследить связь с «балетоманом» Эдгаром Дега, но есть, однако, очень существенное отличие: если Дега начисто лишал своих балерин хоть какой-нибудь привлекательности, то Зинаида Евгеньевна – всегда видя во всем только прекрасное – передает всю прелесть подготовки к волшебному действу – балетному спектаклю, превращая в сказку даже рутинные процессы переодевания в гримерной. В коллекции нашего музея два живописных произведения, одно из которых, «На террасе в Харькове», много лет находится в постоянной экспозиции и всегда доступно для просмотра, а вот «Балерины в уборной» показываются крайне редко.
Завершают экспозицию выставки листы из «Марокканского цикла» (1928). Историки изобразительного искусства особо выделяют этот цикл как выдающееся свершение, важнейшее для жизни художницы-эмигрантки, как никогда мощно воплотившее свойственные ей своеобразие и творческую независимость. В книгах о Серебряковой Марокканский цикл, как правило, выделяется в отдельную главу.
Коллекция работ Зинаиды Евгеньевны Серебряковой в Новосибирском государственном художественном музее, большая часть которой поступила от ее детей, Татьяны Борисовны и Евгения Борисовича, уникальна и по объему, и по содержанию.
Мы приглашаем всех новосибирцев в пасмурные, холодные и депрессивные дни поздней осени познакомиться с этой коллекцией в максимально полном виде, прикоснуться к теплому и солнечному миру удивительной художницы – согреться, получить заряд оптимизма, радости, веры в самое лучшее, доброе и светлое.