В Новосибирском государственном художественном музее открылась камерная выставка «Друзья», посвященная творчеству двух выдающихся пейзажистов, представителей эпохи Серебряного века, заметных участников Союза русских художников – Петра Петровичева и Леонарда Туржанского. В фондах нашего музея хранятся восемь работ Петровичева и шесть – Туржанского, это вовсе не мало, это прекрасная, в чем-то уникальная коллекция, которую любители прекрасного сейчас могут увидеть целиком. Но почему эти художники демонстрируются вместе и почему именно сейчас? Дело в том, что в жизни они были большими, настоящими друзьями, а в художественной среде такое встречается нечасто. И еще – совсем недавно исполнилось 150 лет со дня рождения обоих живописцев.

Серебряный век в русской культуре конца XIX – начала XX века обычно связывают с поэзией, хотя он ознаменован еще и небывалым взлетом в науке, философии, архитектуре, музыке и театре, а особенно значителен этот взлет в изобразительном искусстве. В то время появилось несколько важнейших художественных объединений: «Мир искусства» со своей чистой эстетикой, авангардный «Бубновый валет», символисты из «Голубой розы» и, наконец, Союз русских художников, главной задачей которого было показать истинную народную жизнь России. Мастерам, входившим в это объединение, таким как К. Юон, А. Архипов, А. Рылов, И. Грабарь, С. Виноградов, С. Жуковский, была очень близка национально-романтическая тематика и свойственна ностальгическая интонация, связанная с уходящей в прошлое эпохой русских усадеб (Серебряному веку вообще свойственно ощущение конца, подведения черты под прошлой цивилизацией). Они работали, как правило, на пленэре, успешно развивая на русской почве принципы импрессионизма и дивизионизма.
Итак, друзья. «Дружба моего отца Петра Ивановича Петровичева с Леонардом Викторовичем Туржанским прошла через всю их жизнь, начиная со времени учебы в Училище живописи, ваяния и зодчества», — вспоминает дочь Петровичева Нина. Вместе они учились, снимали меблированные комнаты, вдвоем выезжали на пленэры. В юности их манеры были схожи, эту «родственность» отмечали критики и рецензенты, которые часто восторженно отзывались об этюдах «двух молодых пейзажистов, господ Туржанского и Петровичева».
Петр Петровичев начал рисовать очень рано и отец тут же определил его в иконописную школу. Талантливого мальчика заметил В.В. Верещагин и настоятельно посоветовал получить профессиональное образование. Так Петровичев оказался в Москве, в Училище живописи, ваяния и зодчества, которое окончил с серебряной медалью. Здесь он учился у великого русского художника Левитана, ставшего его наставником не только в живописном мастерстве, но и в жизни. На выставке «Друзья» определяющее влияние Исаака Ильича на Петровичева иллюстрируется левитановскими рисунком и этюдом.

Петр Иванович остался в советской России, участвовал в выставках, много преподавал. Во время Великой Отечественной войны пожилой художник рыл окопы на подступах к Москве, по ночам сбрасывал с крыш зажигательные бомбы.
В конце жизненного пути мастер признался: «Меня всё время увлекала русская старина — древние памятники зодчества, знакомые с далёкого детства. Я многократно бывал в великих русских городах, писал там свои этюды. Позже они стали материалом для картин, посвященных русской старине. Над этими темами я работал всю свою творческую жизнь».
С детства увлекся живописью и выросший на Урале Леонард Туржанский. В Училище живописи, ваяния и зодчества он занимался у В.А. Серова и К.А. Коровина, но главным учителем стал для него академик А.С. Степанов, прививший юноше вкус к анималистическому жанру. С тех пор Леонард Викторович часто оживлял свои мирные деревенские картины присутствием различной домашней живности. Два анималистических этюда Алексея Степановича органично дополняют экспозицию.
Как и Петровичев, Туржанский много преподавал, причем включился в эту непростую работу сразу после Гражданской войны. Ученики боготворили своего «отца Леонарда», хотя и трепетали перед его оригинальной и остроумной тридцатибалльной (!) системой оценок. Он стал основоположником творческой династии – художниками стали его сын, дочь и внучка.

Источником вдохновения для Туржанского всегда была природа Урала. «Имя Туржанского для нашего региона знаковое, — отмечает екатеринбургский искусствовед Зоя Юрьевна Таюрова, — он изменил отношение к Уралу, потому что при этом слове сразу возникают горы и суровые ландшафты. А у Туржанского Урал предстает абсолютно другим, все творчество он посвятил воспеванию негромкой красоты уральской деревенской глубинки».
Леонард Туржанский говорил: «Писать — тогда, когда есть что сказать. Главное — сказать зрителю о своих чувствах, своей работе, передать ему то, что взволновало тебя в натуре и почему ты выбрал это, а не что-то другое для изображения на полотне…» Под этими словами мог бы подписаться и его друг Петр Петровичев. Два человека, два художника. Два рыцаря русского пейзажа. Две разные судьбы. Две жизни, до конца отданные служению изобразительному искусству.
Напоминаем вам: выставка «Друзья», посвященная творчеству Петра Петровичева и Леонарда Туржанского, проработает в Новосибирском государственном художественном музее до 13 апреля, увидеть ее можно посетив постоянную экспозицию музея (Красный проспект, 5).