Телепорт в детство, или «Приключения Буратино» в НОВАТе

Телепорт в детство, или "Приключения Буратино" в НОВАТе Культ.Новости
В зале имени Исидора Зака (Малая сцена) Новосибирского государственного академического театра оперы и балета представили мировую премьеру – оперу «Необыкновенные приключения Буратино"

О создании «Буратино»

Удивительно, но за всю историю театра зрителям ни разу не довелось увидеть ни одной постановки известной и любимой сказки Алексея Толстого, которому, к слову, в нынешнем году исполняется 140 лет. Оперный проект осуществил главный режиссёр НОВАТ, имя которого уже прочно связывают с созданием детского репертуара в театре — Вячеслав Стародубцев.

Телепорт в детство, или "Приключения Буратино" в НОВАТе
Андрей Семёнов

Композитор Андрей Семёнов в соавторстве с поэтом Сергеем Плотовым, создавая оперу, рисковали, поскольку «Буратино» — один из самых популярных спектаклей, который идёт долгие годы на сценах драматических, музыкальных и кукольных театров. И, конечно, пара-тройка поколений выросла на прекрасной экранизации о приключениях деревянного героя, созданной режиссёром Леонидом Нечаевым на музыку Алексея Рыбникова в 1975 году. Соцветие артистов, таких как Владимир Этуш, Рина Зелёная, Ролан Быков, Владимир Басов, Елена Санаева и многих других, прекрасные песни, цитаты из которых моментально возникают из чертогов памяти – подняло «Золотой ключик, или Приключения Буратино» на недосягаемую высоту, особенно в части музыкального материала. Тем любопытнее было посетить генеральную репетицию оперы, поскольку автором музыки и дирижёром-постановщиком выступил мастер оперного жанра, ученик Геннадия Гладкова – Андрей Семёнов.

Надо сказать, что только композитором Андрея Валерьевича назвать сложно – он не только член Союза композиторов России, но и Союза театральных деятелей. Семёнов сам не прочь поучаствовать в спектаклях в качестве актёра, как, к примеру, несколько лет назад предстал в роли Николая Гоголя в опере «Ревизор» на музыку Владимира Дашкевича в Новосибирском театре оперы и балета.

В постановке «Буратино», премьеру которой мы ожидаем, он выступил в качестве объединяющей силы для всех групп артистов – вокалистов на сцене, оркестрантов на одной стороне балкона и хора на другой. Непростая задача, ведь изначально опера написана для большой сцены, мало того, она уже дважды по разным причинам отменялась на разных площадках страны, а написана была 8 лет назад. Но Бог любит троицу, как говорят: при коррективах, внесённых по причине обязательного показа на Малой сцене, искристая музыка звучит в НОВАТе.

Невероятные костюмы, созданные Еленой Олейник, грамотно продуманные мизансцены, переносящие зрителя на съёмочную киноплощадку и артисты, среди которых большое и значимое место отведено детскому хору – всё это заставляет сидеть в зале, широко раскрыв глаза, и невольно ощущать себя ребёнком из своего детства, когда не можешь усидеть на месте и быстро-быстро болтаешь ногами в ожидании чего-то невообразимо чудесного!

Любимые герои

Телепорт в детство, или "Приключения Буратино" в НОВАТе

Добрый и мудрый Папа Карло, особенно его появление в конце спектакля – явная ассоциация с самым известным плотником в мире. Пьеро – образ, созданный «по мотивам» кумира богемы начала ХХ века Александра Вертинского, правда голос у Владимира Кучина намного лучше прообраза. Мальвина – девочка не просто с голубыми волосами, но и навязывающая свои правила окружающим: «Чистить зубы, мыть руки!» (так себе качества для будущей жены, но, пожалуй, в этом смысле с Пьеро они нашли друг друга). Карабас-Барабас – самый отрицательный персонаж, абсолютно не раскаивающийся в своих поступках. Он облачён в розово-голубое одеяние, очевидно, чтобы смягчить впечатление у маленьких зрителей. Потрясающая пара преступного мира – Лиса Алиса и Кот Базилио, которые так владеют навыками НЛП, что сам готов отдать им пять, а то и больше, золотых монет. Черепаха Тортилла – раскрывает вечную тему конфликта внутреннего ощущения возраста и состояния оболочки: «Триста лет – ещё не старость!». Абсолютно отвратный тип – Дуремар – гениально проработанный персонаж, в нём противно всё: внешний вид, использование в партии высокой тесситуры, реквизит (висящие омерзительные пиявки в садке) и, конечно, его поведение. Кстати, композитор в его музыкальной характеристике использовал жанр фокстрот. Лично у меня родилась ассоциация с песней Остапа Бендера в исполнении Андрея Миронова из фильма «12 стульев» — «Белеет мой парус такой одинокий», автором, которого, к слову, является Геннадий Гладков. И, конечно, Буратино. По признанию Вячеслава Стародубцева: «Буратино» бы не состоялся, если бы не Галина Петкевич!». Соглашусь, так как типаж солистки театра, её вокальные данные и шкодливая и при этом очень добрая энергетика полностью убедительны.

Отдельное внимание захватил детский хор и его гимн современности: «Славься, еда!» (не путать с хором «Славься!» в «Иване Сусанине» М.И.Глинки).

Автора!

Рекомендую на премьере посмотреть и на дирижёра – Андрея Семёнова. Это невероятный фейерверк энергии и, в общем, отдельное представление. Только смотря на него, ноги пускаются в пляс, а сам он, кажется, изобрёл новую систему дирижирования а-ля осьминог, потому что показывать одновременно солистам внизу на сцене, хору, находящемуся у него за спиной через зрительный зал, и оркестрантам перед ним – это запредельной сложности задача, с которой он блестяще справляется.

Спектакль поделен на два акта, протяжённостью около часа каждый. «Ха! – сказал мой внутренний врождённый скепсис. – Для детей – это нереальная продолжительность, не высидят». Но за 10 минут до окончания спектакля (это третий час с антрактом) в напряжённый момент развития сюжета, когда Карабас-Барабас хотел отобрать, а потом и предложил купить за баснословные деньги маленьких кукол у Папы Карло, из зала послышался тоненький детский голосок, принадлежавший ребёнку лет трёх-четырёх, с характерным выговором: «Не нядя, не отдявай! Не отдявай!» Тест длины спектакля пройден.

Отрадно, что репертуар для детей прирастает новыми спектаклями, это несёт огромную социально-значимую роль. Знакомство молодого поколения с театром должно строиться на качественных постановках, созданных талантливыми людьми. У оперы есть все шансы стать частью постоянного и востребованного репертуара Малой сцены. В зрительный зал заходило процентов сорок взрослых, остальные – ребятишки, а выходили все детьми.  Артисты едва ли не прыгали от радости после генерального прогона. Бурю переполнявших чувств они выразили эмоционально: «Да нас всех прёт от этого спектакля!»

Фото предоставлены пресс-службой НОВАТ

Поделиться в соц.сетях
Оксана Гайгерова
СultVitamin
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.