В новосибирском художественном музее состоялась презентация обновленной экспозиции «Искусство Сибири», которая представляет собой один из первых и редких в музейной практике страны опыт масштабной демонстрации культурных тенденций Сибири.
Важность события в своем выступлении подчеркнула директор Новосибирского государственного художественного музея Екатерина Болдырева: «Перед современным обществом стоит очень важная задача: подъем национального самосознания. Роль культуры и искусства в сохранении исторической памяти и передаче духовного наследия следующим поколениям очень велика. Мы, как коренные сибиряки, очень любим свою малую родину, гордимся ею и хотим, чтобы как можно больше людей познакомилось с искусством и историей Сибири. В уникальной коллекции музея хранится более пяти тысяч произведений художников Сибири – из Новосибирска, Омска, Томска, Красноярска, Иркутска, Барнаула, Горно-Алтайска, Кемерова, Новокузнецка и других городов. Сегодняшняя новая экспозиция представляет более ста пятидесяти работ сибирских художников: живопись, графику, декоративно-прикладное искусство. Сохранение и популяризация искусства Сибири как важнейшей части культурного наследия страны является миссией Новосибирского государственного художественного музея. Наш музей не один год проводит целенаправленную политику знакомства с творчеством сибирских художников жителей других регионов России и зарубежья. В 2022–2024 годах музеем был реализован выставочный проект “Сибирь многоликая” на площадках Москвы, Санкт-Петербурга, Минска (Республика Беларусь). Выставка дала возможность зрителям убедиться в том, что региональное искусство красноречиво выделяется в пространстве отечественной культуры и представляет собой целостное и самобытное художественное явление».

Обновленная экспозиция «Искусство Сибири» располагается на третьем этаж здания художественного музея. Преобразование экспозиции стало продолжением той системной работы, которая ведется в музее по обновлению залов постоянной экспозиции. Это было непростой задачей, поскольку здание новосибирского художественного музея является памятником архитектуры, что нужно было учитывать при проведении масштабных ремонтных и реконструкционных работ, которые были осуществлены. В результате сегодня произведения сибирских художников располагаются в семи выставочных залах, обновленных как с точки зрения дизайна, так и в технологическом и содержательном плане. Была проведена реставрация залов, разработано новое визуальное решение интерьеров и пространств, внедрены технические новшества, появился музейный свет, изменилось содержание выставки.

Заместитель министра культуры Новосибирской области Владимир Деев в своем выступлении на открытии экспозиции отметил: «Важный момент обновления в том, что Новосибирский государственный художественный музей внедряет современные музейные цифровые технологии, которые все больше вторгаются в нашу жизнь. Это дает дополнительные возможности представления искусства современному зрителю, в том числе молодому, уже работающему с новыми технологиями. Важно, что теперь экспозиция отвечает самым современным музейным стандартам, объединяя традиционные ценности и новейшие технологии».

От себя хотелось бы добавить следующее. С восьмидесятых годов прошлого века, когда решением первого секретаря обкома КПСС Александра Павловича Филатова здание обкома КПСС, освободившееся после завершения строительства современного здания по улице Кирова (ныне здание Заксобрания), было передано картинной галерее, оно мало соответствовало уровню современного художественного музея. Художественный музей было трудно назвать местом притяжения горожан. Лишь в последние четыре года руководство музея выработало совершенно верную политику поэтапной “перепрошивки” выставочных площадей. Самым ярким примером стала выставка сибирских художников. В этом случае на музейных площадях сделали ремонт, помещениям придали современный вид и разместили специальное выставочное световое оборудование, что сразу изменило атмосферу вставочных залов. Как говорил Михаил Михайлович Жванецкий, если вода в чайнике в каком-то месте стала кипеть, значит, скоро закипит весь чайник. Новое руководство музея показало, каким должно быть место паломничества горожан и, надеюсь, это будет сподвигающим примером. Пусть не вдруг, но поэтапно, наш художественный музей станет одним из лучших в стране. А уже проводимые выставки наряду с ремонтом говорят, что это реально.

Не зря, несмотря на сопротивление коллег, А.П. Филатов принял тогда это решение. Наконец, спустя десятилетия, оно сработало.