Богатая и разноплановая художественная жизнь Омска давно стала заметным явлением в современном сибирском искусстве. Новосибирский государственный художественный музей регулярно знакомит жителей нашего города с наиболее заметными достижениями омских графиков и живописцев, но выставка Геймрана Баймуханова «Моменты», которая начнет работу 6 декабря, заслуживает особого внимания.
Омская область, кажется, совсем рядом с нами, всего-то ночь ехать на «Иртыше», но там гораздо сильнее, чем у нас чувствуется дыхание Азии. Двести лет назад, когда Омск был центром Степного края, это было место, где сталкивались две цивилизации – многовековая цивилизация кочевых народов и молодая, растущая цивилизация городов и машин. И сейчас, в первой половине века XXI продолжается активное взаимодействие, взаимовлияние двух культур и особенно это заметно в изобразительном искусстве.
Омский искусствовед Г. Гурьянова так охарактеризовала истоки творчества художника: «По рождению Геймран Баймуханов – житель небольшого казахского села на юге Западной Сибири. Отсюда – понимание им природы, привычка выражать свои мысли и чувства через природные образы. По месту учебы и профессиональной реализации он – горожанин, одаренный редким умением – видеть город. По крови – кипчак, по духу – неутомимый строитель своей внутренней Империи красоты». Сегодня Геймран Баймуханов, как один из наиболее ярких и последовательных носителей традиций омской художественной школы, своим творчеством определяет дальнейшее развитие искусства Западной Сибири. И совсем не случайно, что омский центр «Эрмитаж-Сибирь» в 2019 году торжественно открылся именно его персональной выставкой «Избранное».
Геймран Баймуханов родился в 1961 году. В 1983 году поступил на художественно-графический факультет Омского государственного педагогического института им. А.М. Горького, где учился у замечательных педагогов: П.А. Кравцова, А.П. Юдина, М.И. Слободина. В 1988 году под руководством профессора Станислава Белова (сына известнейшего омского художника Кондратия Белова) защитил дипломную живописную работу «Портрет Чокана Валиханова». Чокан Валиханов — казахский просветитель, историк, этнограф, фольклорист,путешественник, и востоковед. Кроме того, он близкий друг Федора Михайловича Достоевского, который признавался Чокану в письме, что «любит его сильнее родного брата». Именем Чокана Валиханова названа одна из самых красивых улиц в центре Омска.
После окончания института Геймран шесть лет работал в Детской художественной школе № 2, а надо вам сказать, что в то время (рубеж 1980-х-1990-х) омские «художки» представляли собой по-настоящему особый мир: там работали увлеченные преподаватели, которые открывали ребятам всю красоту окружающего мира, знакомили с мировым изобразительным искусством, помогали делать первые шаги в творчестве. Одним из таких удивительных учителей-энтузиастов был Геймран Баймуханов. В 1994 году он возвратился в свою альма-матер, где с тех пор работает на кафедре академической живописи и рисунка.
С 1988 года художник становится активным участником всех городских и областных выставок. Постепенно к ним прибавляются региональные и международные проекты. Количество персональных и коллективных выставок возрастало от года к году в геометрической прогрессии, и на сегодняшний день уже перевалило за сотню. Но выставка «Моменты» в залах на улице Свердлова действительно особенная: это значительная по объему персональная выставка, символически подводящая творческие итоги работы художника за последние 10 лет. Живописные картины и графические листы, представленные в экспозиции, были написаны автором в любимом жанре лирического пейзажа: на них представлены природные и городские виды России, Турции, Кипра, Монголии, Казахстана, Киргизии, Узбекистана и Китая. — Выставка «Моменты», – говорит куратор выставки, научный сотрудник музея Елизавета Тютюнникова, — это зафиксированные на холсте и бумаге точки перемещения автора по разным странам, ракурсы, с которых он увидел этот прекрасный мир и поделился увиденным с нами.
Геймран Баймуханов – художник-мыслитель. Нет никакого сомнения, что зрители, пришедшие на его выставку в Новосибирский государственный художественный музей, неизбежно ясно осознают, что встретились с работами очень крупного современного мастера. Свобода и мощь, с которыми он распоряжается своим живописным талантом, убеждают, что самые обыденные улочки и сельские задворки могут обладать огромной энергией и наступательным драйвом.