Смотреть на студенческие театральные работы, на первые роли недавних выпускников, когда молодые актеры, еще не зашоренные,не заштампованные, полны сил и желания работать – одно удовольствие, я бы даже сказал, маленький праздник. Есть такие театры на постоянной основе – Учебный театр Новосибирского театрального института, театр «ГИТИС», Театр Московской школы нового кино. У этих театров своя публика, причем не только из числа групп поддержки родственников и друзей, а «Вакханки» в постановке Юрия Муравицкого вообще стали ярчайшим событием столичной театральной жизни.

Но случаются и разовые проекты, которые, как мне кажется, производят в устоявшейся, размеренной и часто предсказуемой культурной жизни эффект грома и молнии. Об одном из них я хочу сегодня рассказать. Помните, чеховский герой, начинающий драматург мучительно искал новые формы? «Нужны новые формы. А если их нет, то ничего не нужно». Вот как раз поиску и работе с новыми формами в основном и была посвящена лаборатория для молодых актеров, режиссеров, композиторов и музыкантов «Акустическая читка», закончившая недавно работу в Москве. Совместный проект Союза театральных деятелей России, Центра драматургии и режиссуры и студии SounDrama объединил 70 человек, работавших самым усердным образом. Важная деталь: ограничений по возрасту в этот раз не было, так что вместе со студентами занимались взрослые дяди и тети. Лаборатория, по сути, она стала уникальным опытом объединения творческих сил, опытом взаимодействия актеров, режиссеров и композиторов в процессе рождения спектакля.
По окончанию всех занятий, мастер-классов и репетиций нужно было, естественно, представить отчет о проделанной работе. Художественный руководитель режиссер Владимир Панков и лаборатория замахнулись, ни много ни мало, на Иосифа, понимаете, нашего Бродского. Не на «Мрамор», конечно, там всего-то два действующих лица, а на поэму «Шествие».
Сам Иосиф Александрович называл свое творение поэмой-мистерией в двух частях-актах и в 42 главах-сценах. Написал он эту поэму совсем юным, в 1961 году, еще до судебной расправы над ним как «окололитературным трутнем». Писатель Андрей Битов признался однажды, что принадлежал к самому темному поколению: школу закончил при Сталине и никакого духовного образования, естественно, не получил, за одним важным исключением – огромной любви к чтению художественной литературы. Сам Андрей Георгиевич любил рассказывать,как узнал что такое дзен-буддизм из диссертации английского слависта «Дзен-буддизм в творчестве раннего Андрея Битова». Так и Иосиф Бродский, принадлежавший к тому же самому темному поколению и не прочитавший еще Библию, в 21 год (а на вид тогда ему давали не больше 15-16 лет!) умудрился создатьпоэму, затрагивающую сложнейший комплекс тем и вопросов, достойных крупного эпического шедевра.

Замешанное на античной драме, средневековой мистерии и итальянской комедии масоки к тому же разделенное автором на акты и сцены «Шествие» как никакое другое поэтическое произведение ХХ века подходит для театральных подмостков. А учитывая то, что это самая полифоническая литература прошлого века (тут сам Федор Михайлович Достоевский со своими полифоническими романами обзавидовался бы множеству сознаний и тщательно прописанным монологам!), а в композиционном плане оно испытало огромное влияние джазовой музыки (тут сказалось увлечение Бродского джазом), мне кажется, для реализации крупного проекта в синтетической эстетике саундрамы это наилучший выбор.
Выбор-то наилучший, но вот получилось ли все у «Акустической читки»? Тут ответ однозначный: да! В среду в ЦДР на Поварской было разыграно прекрасное действо, исполненное с азартом и удовольствием. И хотя устроители скромно определяют жанр действа как эскиз, тут я готов горячо возражать и спорить: все смотрится и восприниимается, как полноценный, во всем взвешенный и отмеренный спектакль. По вечному городу – Петербургу-Петрограду-Ленинграду идет удивительное шествие, каждый участник которого персонифицирует определенное представление о мироустройстве. Было много музыки, песен, танцев, была видеопроекция (а куда теперь без нее!). Лично у меня остается только один вопрос: будет ли «Акустическая читка» иметь какое-то продолжение? Помнится, из студенческого «Доброго человека из Сезуана» родился Театр на Таганке. Сейчас, разумеется, другие времена, но продолжение у праздника современного театра и русской поэзии обязательно должно воспоследовать.
Фотографии Светланы Тихановой















