Танец в жанровой палитре Транссибирского арт-фестиваля

Танец в жанровой палитре Транссибирского арт-фестиваля Культ. Публикации
Завершилась новосибирская программа XI Транссибирского арт-фестиваля. По традиции Трассибирский арт-фестиваль (ТСАФ) ежегодно удивляет и радует зрителей многообразием жанровой палитры. Многожанровость изначально была одним из принципов формирования программы музыкального форума. Вот и в фестивальной афише этого года представлены симфонические и камерные концерты, образовательные программы, творческие встречи, театрально-музыкальные, мультимедийные проекты, а также два события, представляющие разные грани танцевального искусства с участием известных персон.

Звезда мирового балета, народная артистка России Светлана Захарова участвует в фестивальных программах с самого начала истории мероприятия вместе с супругом ‒ выдающимся скрипачом, основателем Транссибирского арт-фестиваля Вадимом Репиным. В апреле 2014 года в рамках первого фестиваля прославленная балерина и знаменитый музыкант впервые представили совместный проект «Па-де-де на пальцах и для пальцев», который позже еще не раз был представлен на фестивальных площадках. Дважды фестивальные проекты с участием Светланы Захаровой принимал на своей Большой сцене НОВАТ: в апреле 2018 года – балет Джона Ноймайера «Дама с камелиями», в марте 2023 года – уникальный проект MODANSE. В этом году организаторы включили в программу XI Транссибирского арт-фестиваля гала-концерт Светланы Захаровой ‒ блестящий балетный дивертисмент с участием мировых звезд, а также мультижанровый спектакль «Нунча» в хореографии и постановке Аллы Сигаловой.

Праздник музыки, каким всегда бывает ТСАФ, в этом году был омрачен трагическими событиями в Подмосковье. Это отразилось и на общей фестивальной афише, и на программе гала-концерта Светланы Захаровой.

Танец в жанровой палитре Транссибирского арт-фестиваля
Светлана Захарова и Артемий Беляков-«Бриллианты»

Светлана Захарова: «Для меня Транссибирский арт-фестиваль – не просто проект. Это детище Вадима, которое вот уже одиннадцатый год блестяще проходит не только в городах России, но и во многих странах мира. Как сейчас помню день, когда я приехала на первый фестиваль, где мы с Вадимом представляли наш любимый проект «Па-де-де на пальцах и для пальцев». Когда ты стоишь у истоков, помнишь, с чего все начиналось, а сегодня видишь, во что эта река вылилась, то, конечно, испытываешь гордость и радость! Я много раз приезжала на фестиваль и с «Па-де-де», и с другими проектами: вместе с Большим театром мы представили в Новосибирске «Даму с камелиями», в прошлом году мой авторский проект MODANSE. Поэтому, когда от организаторов фестиваля поступило предложение провести такой проект, как гала, я с огромным удовольствием дала согласие и сразу начала составлять программу. Я пригласила звездных коллег из Большого и Мариинского театров. Когда состав сформировался, мы уже обсуждали программу, с которой в итоге и выступили в Новосибирске на фестивале.

Не могу не сказать, что в печальные дни траура мы решили поменять программу в память о невинно пострадавших людях. Во время моего номера «Умирающий лебедь» на экране горела огромная свеча, которая символизировала скорбь, которую мы хотели и могли выразить в эти печальные дни. А я как артист постаралась передать то состояние и настроение, которое в эти дни мы все ощущаем».

Танец в жанровой палитре Транссибирского арт-фестиваля
Светлана Захарова-«Умирающий лебедь»

Фестивальный гала-концерт с аншлагом прошел на Большой сцене Новосибирского театра оперы и балета 27 марта, в День театра, и стал настоящим подарком для сибирских театралов. Насыщенную танцевальную программу из классических номеров и работ современных хореографов вместе с Захаровой представили звезды мирового балета: прима-балерина Большого театра России Екатерина Крысанова, премьеры Большого Владислав Лантратов и Артемий Беляков, прима-балерина и премьер Мариинского театра Надежда Батоева и Кимин Ким, а также яркий представитель современного танца Александр Могилев. Вечер открыло торжественное адажио из «Бриллиантов» Баланчина в виртуозном исполнении Светланы Захаровой и Артемия Белякова, в первом отделении дуэт также исполнил «Сцену у балкона» из балета «Ромео и Джульетта» в хореографии Леонида Лавровского (премьера этой легендарной версии балета 4 апреля состоится в Большом театре). Высокой скорбной нотой, завершившей первое отделение концерта, стал канонический «Умирающий лебедь», который Светлана Захарова исполнила на фоне проекции горящей свечи в память о жертвах трагедии в «Крокус Сити Холле». Во втором отделении главная героиня вечера, в очередной раз поразив публику филигранным мастерством и эмоциональностью, исполнила Revelation ‒ пронзительную современную миниатюру в постановке Мотоко Хироямы. Дуэт Светланы Захаровой и ее постоянного партнера Артемия Белякова завершил гала-концерт: звезды исполнили танго «Кафе 1930» на музыку Пьяццоллы в постановке Артемия.

Выпускник новосибирского хореографического училища, а ныне ‒ премьер Большого театра Семен Чудин в концертной программе танцевал с ведущей солисткой Большого Маргаритой Шрайнер. В их исполнении зрители увидели па-де-де из балета Х.С. Левенскольда «Сильфида» (хор. А. Бурнонвиля) в первом отделении и патетическое адажио из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского в хореографии Ю. Григоровича ‒ во втором.

Танец в жанровой палитре Транссибирского арт-фестиваля
Маргарита Шрайнер и Семен Чудин-«Адажио» из балета «Щелкунчик»

Любимая новосибирцами пара из Большого театра ‒ Екатерина Крысанова и Владислав Лантратов ‒ исполнили в первом отделении номер в хореографии Юрия Посохова Bells pas de deux на музыку С.В. Рахманинова. Артисты открывали второе отделение сценами из «Кармен-сюиты» Р. Щедрина / Ж. Бизе и выразили надежду в будущем станцевать знаменитый одноактный балет Альберто Алонсо на сцене НОВАТа.

Гала-концерт подарил сибирской публике знакомство с солистами Мариинского театра, имена которых давно на слуху у ценителей балетного искусства. Петербургский театр представили Кимин Ким и Надежда Батоева. Кимина считают одним из самых ярких танцовщиков своего поколения, встречи с ним сибирская публика очень ждала. Сам артист признается, что очень хотел выступить в новосибирском театре, поскольку еще в детстве на него произвел впечатление балет «Спартак» в исполнении новосибирской труппы во время гастролей коллектива в Сеуле. На новой для них сцене НОВАТа артисты исполнили па-де-де из балета Л. Минкуса «Дон Кихот», номера, без которого благодаря эффектной хореографии и яркой эмоциональности обходится редкий балетный гала. Во втором отделении прима-балерина и премьер Мариинского театра представили дуэт из балета «Не вовремя» на музыку Э. Вила-Лобоса.

Танец в жанровой палитре Транссибирского арт-фестиваля
Александр Могилев-«Человек»

Два номера, исполненных известным танцовщиком и хореографом Александром Могилевым, стали подлинными моноспектаклями. Авторская пластика Могилева столь самобытна и выразительна, что его танцевальные истории считывались почти дословно: и мощно-драматический номер «Человек» на музыку «Болеро» Равеля, и трогательно-ироничный «Представь, Саша» на IMAGINE Джона Леннона. Современная хореография и пластическое мастерство артиста очень впечатлили новосибирскую публику. Сам Александр, впервые выступивший на новосибирской сцене, отметил: «Выбор Светланы поражает: она включила в программу бесспорные классические шедевры, которые зритель любит и всегда принимает на ура, но при этом имеет смелость представлять совершенно новые современные номера и пригласить такого артиста, как я, имя которого, как мне кажется, новосибирской публике мало знакомо. Я благодарен Светлане за возможность делиться своим творчеством с таким большим количеством зрителей на этой сцене вместе с этими потрясающими артистами, а также за то, что она сама не боится современного танца, как многие другие классические танцовщики. Большое спасибо Светлане Захаровой за то, что она верит в меня и доверяет мне».

Танец в жанровой палитре Транссибирского арт-фестиваля
Надежда Батоева и Кимин Ким-«Па-Де-Де» из балета «Дон Кихот»

Второго апреля на главной площадке Транссибирского арт-фестиваля, в новосибирском Государственном концертном зале имени А.М. Каца, режиссер-постановщик и хореограф Алла Сигалова, Московский государственный симфонический оркестр под управлением Ивана Рудина, актриса Московского драматического театра имени Пушкина Александра Урсуляк, премьер Большого театра Игорь Цвирко представили кросс-жанровый проект «Нунча».

Несомненно, этот проект стал уникальным благодаря личности Аллы Сигаловой ‒ автора идеи и инсценировки, режиссера, хореографа и исполнительницы главной роли в спектакле. Без нее «Нунча» могла бы стать еще одним проектом в жанре мелодекламации с танцевальными фрагментами, а не мощным и полным подлинной страсти сплавом танца, художественного слова и музыки. Музыкальную ткань спектакля составили сочинения испанских и французских композиторов, а литературную основу ‒ новелла Горького «Нунча» из его сборника «Сказки об Италии» и поэтические строки Федерико Гарсиа Лорки в переводе Марины Цветаевой, а также стихи Иосифа Бродского. Наверное, многие зрители в зале, не знакомые с замечательным циклом Горького, пронизанным средиземноморским солнцем и жизнелюбием, были удивлены, насколько поэтичным и эмоциональным может быть язык его прозы. Особенно в сочетании с экспрессией фортепианного (Татьяна Сухарева), гитарного (Дмитрий Бородаев) и скрипичного (Иван Наборщиков) соло, в их слиянии с динамическим оркестровым звучанием, порой деликатно обрамляющем, а порой властно захватывающем главенство в спектакле. Музыкальное единство спектакля ‒ заслуга художественного руководителя Московского государственного симфонического оркестра Ивана Рудина, который необычно соединил известные и редко исполняемые сочинения Альбениса, Сен-Санса, Форе, де Фальи, Сарасате, Родриго и Щедрина, четко следуя замыслу режиссера и хореографа Аллы Сигаловой.

Танец в жанровой палитре Транссибирского арт-фестиваля
Светлана Захарова и Артемий Беляков-«Ромео и Джульетта»

Дирижер Иван Рудин: «Всем прекрасно знакомо творчество Максима Горького, но “Сказки об Италии” открывают его как неожиданно поэтичного, крайне романтичного автора. Поэтому, рассказывая историю Нунчи, мы обрамляем ее чувственной французской, итальянской, испанской музыкой. Музыка вместе с текстом проживает эту историю и рождает уникальную атмосферу, позволяющую открыть творчество Горького совершенно с другой, для многих неизвестной и неожиданной стороны. Несмотря на то, что музыка в большинстве своем испанская и итальянская, на мой взгляд, она соответствует ритму текста и хореографии, которую поставила Алла Сигалова».

Средиземноморскую тему, столь эффектно раскрывающуюся в музыке, в сценографии спектакля поддерживал немного однообразный цветочный видеоряд в стиле ар-деко на экране над сценой и две яркие манильские шали с летящей бахромой: черная ‒ для Нунчи, белая ‒ для ее дочери Нины. Начинает историю и по-актерски профессионально ведет текстовое повествование Александра Урсуляк (Нина). Спустя пару минут после начала спектакля небольшую сценическую площадку перед оркестром стремительно пересекает Нунча ‒ Алла Сигалова. «Испанская танцовщица» Бродского, которую она читает уверенным сильным голосом, с ходу заставляет увидеть перед собой «всеми признанную первую красавицу, лучшую танцорку квартала». И на сцене-подиуме в дело вступает чувственная, экспрессивная хореография, явно вдохновленная испанским фламенко, с его невероятно выразительной пластикой рук и тем, что называют «дуэнде». На протяжении всего спектакля силовым ядром постановки так и остается Алла Сигалова ‒ Нунча, чья женская энергетика вовлекает в свое поле оркестр, зрительный зал и, конечно, двух других героев истории.

Танец в жанровой палитре Транссибирского арт-фестиваля
Екатерина Крысанова и Владислав Лантратов-«Bells Pas De Deux»

Премьеру Большого театра Игорю Цвирко к образу мачо не привыкать, поскольку в очень многих балетных ролях артиста раскрывается его актерский темперамент и мужественность. В роли Энрико, ставшего вершиной любовного треугольника и причиной соперничества матери и дочери, непривычным для него был совсем не пластический язык, которым он владел безупречно, а необходимость профессиональной читки текста. Впрочем, и с этой задачей Игорь успешно справился, удивив публику еще и драматизмом и выразительностью голоса.

Игорь Цвирко: «Я открыт к различного рода предложениям в балетных постановках, в драматических спектаклях, в кино. Просто я не ставлю перед собой какие-то рамки, потому что настоящий артист тем и хорош, что может пробовать разные жанры, и, исходя из этого, понять, стоит ли ему в это окунаться, есть ли зрительский отклик на то, что он делает, или нет. Поэтому для меня очень ценно то, что Алла Михайловна, зная, что я жаждущий и ищущий, тревожный, беспокойный до творчества, позвала меня. Конечно, ее приглашение в тот момент было для меня таким внутренним вызовом. Потому что здесь, как вы видели, преобладает разговорный жанр, которым артисты балета не пользуются на сцене. При первом знакомстве со сценарием, честно говоря, у меня были сомнения, но, когда мы начали читку текста, я понял, насколько это глубокое произведение, даже не с двойным, а с тройным дном. Там столько мыслей заложено! И вот эти все запятые, построение фраз, глубинность их… И для меня было открытием, насколько по-разному может быть интерпретирован один текст. Когда ты начинаешь работать с режиссером, когда ты начинаешь работать над текстом, по-другому читается любое произведение. Для меня это был интересный опыт, потому что в дальнейших своих проектах, которые я бы хотел делать, будут присутствовать моменты, в которых пластический артист, танцовщик должен уметь говорить со сцены».

Танец в жанровой палитре Транссибирского арт-фестиваля
Алла Сигалова и Игорь Цвирко-«Нунча»

Классический балетный гала и мультижанровый спектакль – такими разными были танцевальные проекты в программе XI Транссибирского арт-фестиваля. Замечательно, что художественный руководитель Транссибирского арт-фестиваля Вадим Репин и творческая команда ТСАФ каждую весну дарят сибирякам возможность открывать для себя новые грани современной музыкальной культуры и знакомиться с самобытными проектами в разных жанрах.

На обложке фото их спектакля «Нунча». Алла Сигалова, Иван Рудин и Игорь Цвирко

Фото Алексей Цилер и Александр Иванов

Хотите знать о новых публикациях на сайте?

Предлагаем оформить подписку! Обещаем никогда не спамить. Взгляните на нашу политику конфиденциальности.


Поделиться в соц.сетях
Марина Иванова
СultVitamin
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.