Юрий Башмет сотрудничает с новосибирской филармонией много лет. Его проекты не раз участвовали в программах Транссибирского арт-фестиваля, который каждый год представляет на площадках филармонии широкую палитру музыкальных жанров. Спектакль-концерт по рассказу Юрия Казакова «Голубое и зеленое» (режиссер – Марина Брусникина), показанный в этом году, вновь был принят публикой восторженно.
Перед началом мероприятия Юрий Абрамович отметил, что Транссибирский арт-фестиваль развивается очень мощно благодаря его основателю Вадиму Репину и творческой команде форума, а также выразил уверенность, что успеху фестиваля и других проектов новосибирской филармонии будет служить недавнее назначение на пост директора крупнейшей концертной организации России Анны Терешковой: «Я очень рад, что новосибирскую филармонию возглавил такой замечательный человек, как Анна Терешкова. Мы знакомы с ней много лет, и я всегда не уставал удивляться ее энергии, заинтересованности в развитии, искренней любви и вниманию к искусству. И сейчас то, с каким желанием, с каким горением человек относится к своей новой работе, сложно не заметить. Мне кажется, что очень важно, что Анна прекрасно знает Новосибирск, его культурные запросы, знает людей, которые живут в Новосибирске и области. И очень важно, что она искренне старается сделать жизнь этих людей лучше, наполнение творчеством и содержанием, что она видит возможности созидания и развития долгосрочного. Уверен, что дальше нас ждет много-много интересного!»

К формату музыкально-литературной композиции Юрий Башмет обращается не в первый раз. Такие программы выдающийся музыкант и камерный ансамбль «Солисты Москвы», которым он руководит, создавали с участием Евгения Миронова и Константина Хабенского. Проект «Когда пришла к тебе любовь» с участием Игоря Костолевского Юрий Башмет представил совсем недавно, но он уже получил зрительский успех и хорошие отзывы в прессе. Поэтому было крайне интересно услышать, как проза Юрия Казакова, с ее собственной внутренней музыкальностью, прозвучит с оркестром. А в программу Транссибирского арт-фестиваля такой синтез музыкального искусства и художественного слова вошел давно и прочно. Сибиряки в рамках ТСАФ видели и уже упомянутые проекты Юрия Башмета, и, к примеру, мультижанровый спектакль «Нунча» Аллы Сигаловой, соединивший слово, танец, видеоарт и симфоническую музыку.
Уже само название – «Когда пришла к тебе любовь» – вызвало ассоциации с временами оттепели. Собственно, и сам рассказ, написанный в 1956 году, пронизан теми светлыми, лирическими интонациями, за которые мы любим прозу, поэзию и кино того времени. Интересно, насколько в этом случае удивительно точно и выразительно был подобран музыкальный материал. Мелодии Грига, Цфасмана, Свиридова и Прокофьева словно акварелью рисовали пронзительную историю первой любви и первой потери. В этой музыке ‒ волнение и неуклюжая робость подростка, счастье взаимной любви, теплая ирония, горечь, отчаянная юношеская страсть… С развитием простого, но невероятно увлекающего сюжета менялся и градус музыкальных эмоций ‒ от нежной лирики и юношеского оптимизма до душевной боли ‒ так, что и слушатель как будто переживал все оттенки первого сильного чувства. Вообще, я так и не решила для себя, в этом спектакле «сначала музыка, потом слова» или наоборот, настолько естественно и органично сплетены были проза Казакова и звучание оркестра. Музыка совсем не была просто фоном, исполнение музыкальной части программы было настолько тонким и прозрачным, что казалось, ты смотришь на персонажей через то самое голубое окно из рассказа, где их образы немного размыты, словно окно это залито дождем.
Актерский дар для меня всегда остается загадкой. Непостижимо, как в такой, казалось бы, спокойной и доверительной манере чтения, Игорю Костолевскомуудалось сочетать мудрость зрелого человека, который многое знает о любви и прощении, и глубину актерского проживания истории юношеской любви. В его исполнении рассказ прозвучал как его собственная, совсем недавно пережитая история: это он неловко сжал горячую руку девочки в глубине темного двора, это он в смятении с горящим лицом ждал робкого прикосновения ее губ, это он возвращался домой отчаянный и разочарованный после расставания, это он влюблен так нежно и так сильно, как бывает только в 17 лет. Было буквально слышно, как колотится сердце, физически ощущалась дрожь в коленях, острая боль в сердце…

Полтора часа музыки и изумительной прозы словно вернули нас, слушателей, во времена, когда мы ощущали все ярче и острее, когда чувства были чистыми, вера, может быть, наивной, но твердой, а надежда ‒ негасимой. Думаю, в зале мы все были очарованы ощущением полноты жизни, переполнены благодарностью за возможность вновь почувствовать с Игорем Костолевским, его героем, маэстро Юрием Башметом и «Солистами Москвы» трепет первой любви, радость бытия и светлые надежды.
Фото Александра Иванова