Российский пианист Дмитрий Шишкин ‒ один их хедлайнеров XII Транссибирского Арт-фестиваля. Титулованный исполнитель востребован в России и за ее пределами, ведет активную концертную деятельность на родине, в странах Европы и Азии. Талантливый музыкант сел за инструмент в два с половиной года и с тех пор не мыслит для себя иной карьеры.
В Новосибирске в рамках Транссибирского Арт-фестиваля виртуозный музыкант 3 апреля представит программу «Поэзия рояля», в которой прозвучат фортепианные сочинения И. С. Баха, С. Франка, Н. Метнера, П. Чайковского, С. Рахманинова и С. Прокофьева. А 4 апреля выступит с Государственным академическим симфоническим оркестром России им. Е.Ф. Светланова, дирижер Димитрис Ботинис. Прозвучит Концерт №23 для фортепиано с оркестром Ля мажор Моцарта. Эта же программа будет исполнена 5 апреля в концертном зале Красноярской краевой филармонии.
Мы поговорили с Дмитрием Шишкиным накануне его концерта.
Как часто вы выступали в Новосибирске?
Я был всего один раз, не так давно, около полугода назад. Мы играли с Димитрисом Ботинисом.
Вы начинали учиться играть на пианино дома и очень рано. Вам было два с половиной года, когда вы уже играли?
Да, я начал заниматься с мамой. Она до сих пор преподает в школе Моцарта в Москве. После я учился в первой музыкальной школе в Челябинске, мне было года три – три с половиной, у Светланы Вячеславовны Ивановой, а в пять лет учился в спецшколе в Челябинске.
Я помню, что мама моя преподносила занятия музыкой в форме игры, придумывала определенные методики, которые даже сейчас использует в обучении детей. Я не чувствовал какого-то давления. Конечно, я был ребенком, мне хотелось играть во дворе, с друзьями побегать, но как-то находилось для всего время, и я не чувствовал, что меня заставляют против воли. Мне это всегда нравилось, для меня уроки всегда проходили легко и интересно.
А вы видели себя в будущем музыкантом?
У меня никогда не было никаких сомнений по поводу профессии, даже в раннем возрасте. И всегда, когда меня спрашивали, кем я хочу быть, я говорил, что хочу быть музыкантом.
Какие-то ориентиры, были для вас? Музыканты, которых вы считали для себя эталоном?
Конечно, перечислять долго: Владимир Горовиц, Михаил Плетнев, с которым мне удалось поработать вместе, получив от него важные советы по исполнительскому мастерству, Евгений Кисин, Владимир Ашкенази, конечно же, Григорий Соколов.
Есть ощущение, что у вас нет любимого композитора, нет исполнительских предпочтений. Кажется, что существует некая атмосфера, которая вас в тот или иной момент ведет, и у вас возникает желание играть Шопена, Листа, или Бетховена, это так?
Да, я обожаю практически все. Может быть, сейчас у меня такой период: больше играю романтизм. В Новосибирске я буду играть несколько произведений Баха, Франка. Вообще, программа будет разнообразная. От духовной глубины хоральных прелюдий, до лирики произведений Чайковского, Рахманинова.
А Метнер?
Метнера я достаточно недавно для себя открыл. Настолько полюбил его работы, что начал усердно изучать его творчество. Стараюсь практически в каждую программу включать его композиции. Считаю, что он незаслуженно недооцененный композитор. Очень редко исполняется. Хочется больше показать публике его прекрасную музыку. Все остаются в восторге его сочинений, что неудивительно.
Гленн Гульд в расцвете лет перестал давать концерты и засел в студии грамзаписи. Благодаря им он широко известен до сегодняшнего времени. Ваше отношение к записи CD?
Для меня мечта, конечно же, сделать как можно больше записей совершенно разных произведений. Я бы хотел записать Рахманинова, Прокофьева, чтобы популяризировать классическую музыку. Метнера я записываю уже сейчас, надеюсь, в следующем году выйдет диск.
Сколько у вас сейчас дисков?
Пока немного: пять.
А где вы записывали?
В разных местах. В Бельгии, в Польше, в Корее.

Это очень важно, потому что многие музыканты недооценивают роль записей.
Да, это так. Все равно концертное исполнение разнится с записью.
Когда началась специальная военная операция, были панические настроения. Некоторым казалось, что все пропало, перспективные музыканты уехали, слушать будет некого, жизнь остановилась. По моему мнению, уехавшие расчистили музыкальное поле для молодых и еще более интересных музыкантов. Огромное количество новых имен порой совсем юных талантов любители музыки открыли за два года. Скажите, как складывается ваша творческая жизнь в эти годы?
Я всегда продолжал играть и в России, и в Европе, и везде, куда мне приглашают. И вообще, я думаю, что музыка должна объединять людей. Я стараюсь развиваться, учиться, как и прежде. Публика всегда ждет, и мне всегда приятно возвращаться в города, где я уже выступал. Стараюсь привозить новые программы постоянно и работать с музыкантами.
Я не первый год наблюдаю за Арт-фестивалем и вижу, что в этом году его уровень очень высок, даже на фоне других достаточно серьезных форумов. Очень рад, что вы приедете, и будете играть разнообразную программу. Что-то хотите пожелать зрителям?
Я очень благодарен предоставленной мне возможности приехать. Для меня важно, то что я не просто дам несколько концертов, а буду неделю находиться в Новосибирске. Мне предложили дать мастер-классы, поработать с молодыми талантливыми музыкантами из Сибири, окунуться в эту музыкальную жизнь. Хочу пожелать фестивалю долгих лет, еще больше творческих идей, развития, чтобы ТСАФ и дальше продолжал сиять и приносить радость и счастье публике.
В подготовке материала участвовала Марина Иванова.