Любое произведение традиционного восточного искусства, будь то стихотворение или живопись, живет по собственным, непонятным для нас законам. И зачастую для нас встреча с таким произведением – столкновение с неизведанным миром. Но я всячески рекомендую решиться на такую встречу-столкновение и посетить Арт-цоколь Новосибирского государственного художественного музея, где до 6 октября будет работать выставка современной китайской художницы Чжан Биюнь, разрабатывающей тему «Цветы и птицы» в технике гохуа. У выставки таинственное восточное название «Шелест лепестков», на ней представлено 58 работ (совсем небольших на особо тонкой бумаге и более крупных свитков) с изображением удивительной красоты цветов.
Гохуа – классическая техника с использованием туши и водяных красок на бумаге или шелке. Внешняя простота гохуа обманчива, за ней скрывается глубокая символика, тонкое чувство природы, переживания человека. Расцвет этой техники пришелся на VIII–XII века. И вот теперь у нас есть возможность прикоснуться к древнейшей китайской культуре через призму взгляда нашей современницы. «Я – женщина, – подчеркивает Биюнь, – которая любит традиционную китайскую культуру. Это моя точка опоры в художественном самовыражении. Я объясняю свой взгляд на мир с женской точки зрения».
Мы все знаем о важности для восточного миросозерцания роли наставника, учителя. Есть такой учитель и у Чжан Биюнь, это живописец Хэ Шуйфа. «Он постоянно учит меня, что, будучи художником, в первую очередь нужно быть человеком, что нравственность стоит выше искусства», – отмечает Биюнь. Это созвучно размышлениям “искусствоведа” XI века Го Си, который в своем трактате «О живописи», размышляя о “высоком смысле личности и благородства художника”, указывал, что “картина является своеобразным психологическим портретом автора”.
Еще один важный момент для Биюнь – постоянное самосовершенствование. Здесь она следует Конфуцию, первому великому учителю Китая, одному из самых влиятельных философов в мировой истории: «Я считаю, что ценность человека зависит от того пути самосовершенствования, по которому он следует, используя свое трудолюбие и самообладание». А мы с вами хорошо помним, что “путь” – это важнейшая категория китайской философии.
Для Чжан Биюнь искусство берет начало в самой жизни, она считает, что человеческие чувства и упорный труд придают ее искусству особое значение и вес. Она уверена, что искусство призвано убедить людей больше ценить красоту и добро и держаться подальше от уродства и пороков, искусство – также мост, соединяющий людей разных национальностей. Художница много училась в разных странах, внимательно изучая художественные достижения, много общалась с художниками, особенно много друзей у нее в России.
Да, “хлопок одной ладони”, поэзия “гор и вод”, живопись “цветов и птиц”, “ветер и луна” – все это невероятно интересно, но я считаю, что каждый должен оставаться в лоне своей цивилизации и в этом придерживаюсь тезиса “империалиста” Киплинга о том, что Запад есть Запад, а Восток есть Восток. Так получилось, что Иосиф Бродский прочитал Махабхарату раньше, чем Библию и был поражен вершинами древнеиндийской мудрости, но я не помню, чтобы он писал стихи о Кришне и Авалокитешваре.
Однако иногда встречаться со страной Востока нужно обязательно. И поэтому я еще раз приглашаю вас на выставку Чжан Биюнь, которая мыслит себя художником, единым с природой, воспринимающим природу изнутри и именно поэтому особенно остро ощущающим ее красоту. И не исключено, что, рассматривая ее работы, вы вдруг услышите шелест лепестков.