Вернуть театр детям!!?

Вернуть театр детям!!? Театр
Состояние дел в нашем театральном мире несколько драматичней, а проблемы глубже, чем волнения по поводу увольнения директоров

Кадровые изменения, которые происходят в руководстве театров Новосибирска, и не только в нем, уже становятся обыденностью. Скорее удивляет то, что они, изменения, несколько затянулись. Нелепо было ждать, что в Сибирском МХАТе, а именно так назывался наш драмтеатр «Красный факел», которым единолично управляла известная семья (театр стал их вотчиной), после скандального увольнения главного режиссера Кулябина-младшего, старший вот так возьмет и уберет из репертуара спектакли сына. Конечно нет, мало того, это обстоятельство было одной из причин радикального кадрового решения.

Вернуть театр детям!!?
Александр и Тимофей Кулябины

Не буду напоминать хронологию всех событий. Но должен сказать об одном: состояние дел в нашем театральном мире несколько драматичней, а проблемы глубже, чем волнения по поводу смены изрядно задержавшегося на должностях руководящего состава.

Настало время ту парадигму, которая наблюдалась в нашем театральном процессе более 25 лет, не просто менять или ломать. Нет! Именно это мы сейчас и наблюдаем. Необходимо процесс вернуть назад, на эти самые годы! Именно тогда театральному процессу дали направление в сторону элитарности, закрытости. Вдруг персоны, проводящие эти преобразования, надели маски исключительности. Театральный мир в большей своей части превратился в некий либеральный кружок, свысока поглядывающий на тех, кто собственно эти эксперименты и оплачивал. И, что самое неприятное, этот процесс стал сам себе готовить смену, пополняя свои ряды.

Напомним, как все начиналось.

В середине 80-х в Новосибирске было, наконец, сдано в эксплуатацию новое здание театра юного зрителя, вымученное из-за постоянных переносов сроков завершения строительства. С 30-х годов ТЮЗ стоял в основе всего театрального процесса в городе. Именно этот театр размещался в святом, по тем временам, здании города — Доме Ленина на Красном проспекте.

Нина Ивановна Никулькова, директор ТЮЗа, которая фактически достроила новое здание, так и не смогла там толком поработать. В 1987 года театр возглавила Мария Ревякина, которая до назначения работала заместителем заведующего отделом пропаганды и культурно массовой работы Новосибирского обкома ВЛКСМ. Человек энергичный, талантливый и амбициозный.

Вернуть театр детям!!?
Мария Ревякина

Уже скоро стало понятно, что рамки ТЮЗа для нее были малы. Известная заданность детских театров исключала резкие движения и эксперименты. Подошедшая перестройка разрушила страну под названием СССР, а вослед стала крушить и всю структуру идеологической и культурно просветительской деятельности партии.

«Маститые» мастера стали показывать пример отношения к своей идеологии недавнего времени. Ярким примером послужило публичное сожжение своего партийного билета руководителем театра Ленинского комсомола Марком Захаровым. Остановить в тот момент этот процесс было невозможно, да и, собственно, некому. Заведующий отделом культуры Новосибирского обкома КПСС Владимир Иванович Велюханов на тот момент уже был отправлен на пенсию, а в скорости ушел из жизни, а именно в его время строили новое здание театра. Новоявленные руководители боялись даже упоминания о том, что культурным процессом надо было управлять. Они этого не умели и просто боялись что-то запретить, а даже начать дискуссию на спорные темы.

В результате в 1993 году, несмотря на большое количество жалоб со стороны педагогической и театральной общественности, ТЮЗ с более, чем полувековой историей, был переформатирован в молодежный театр и получил название «Глобус» по аллюзии к Шекспировскому театру в Лондоне.

То, что в тот момент было создано в городе, никакого отношения к театру юных зрителей не имело. Специальный театр, настроенный на углубление школьной программы, приобщению детей к театральному искусству, приказал долго жить. Во главу угла был поставлен эксперимент и «продвинутые» формы постановок.

Если вы сегодня ознакомитесь с возрастным цензом репертуара театра «Глобус», то увидите, что репертуар для детей и юношества составляет менее трети наименований, что характерно для всех остальных, «взрослых» театров.

Организаторов процесса даже не смутило то, что с финансовой точки зрения детский школьный репертуар более востребован. Фактом уже является и то, что в момент появления «Пушкинской карты» (госкарта налом в 5 тыс на год, которая даёт возможность приобрести билеты гражданам в возрасте от 14 до 22 лет на культурные мероприятия России), «Глобус» оказался не готов к работе со своей же целевой аудиторией. Даже учредитель театра в лице министерства культуры НСО понимал, что большая часть репертуара молодежного театра под требования проекта просто не подпадает, трактуя понятие молодёжь достаточно широко. Сцена «Глобуса» показывает от спектаклей «Чук и Гек» Е. Гайдара до «Макулатуры» Чарльза Буковски (в народе – «грязный реалист»), книги которого даже взрослым не всем можно читать.

Вернуть театр детям!!?
Татьяна Людмилина

Так что же делать в этих условиях?

Давайте попробуем соскочить с рельсов по заданной колее. Зададим себе вопрос, а какой театр нам нужен? И ответим на него так: «Нам необходимо возродить театры юных зрителей». Вот так просто, вернуть ТЮЗы в боевой строй для приобщения детей к театру. И сделать это должны люди, причастные к их забвению- режиссёры и директора.

Полагаю, учителю географии Усть-Таркской средней школы Татьяне Бабарыкиной-Людмилиной это не сложно будет сделать, педагогическое образование в то время давали хорошее. Да и «Глобус» она получала на свой «первый срок», отработав там долгое время, из рук в руки у Марии Евсеевны Ревякиной (только что снятой с поста директора «Театра наций» в Москве).

Знание педагогического процесса потребуется. Всю цепочку работы со с школами надо будет возрождать.

А как же быть с контентом? Где они талантливые, продвинутые, с широкими горизонтами режиссеры?

Согласен, хороший вопрос.

Как мне кажется, для возрождения театров юного зрителя совершенно не нужны мастера, во главу угла ставящие реализации своих фантазий. Сегодня нам нужны крепкие профессионалы, знающие историю постановок детских спектаклей и, скажем так, способных эти постановки грамотно перенести, возродить на сцене по всем возрастным группам. Пусть никого не смущает, что этот репертуар будет пересекаться по городам нашей страны. Для зрителя каждый такой спектакль по-своему уникален. Посмотрите театры оперы и балета, репертуар везде один и тот же, который возрождают профессионалы, лишь слегка освежая постановки. Результат: в оперные аншлаги, а в драматических ситуация, мягко говоря, скромнее.

Это не значит, что не надо заниматься современным репертуаром, поиском новых форм. Для этого есть театры-студии. Найдите спонсора и реализуйтесь на славу и на маску — хоть «золотую», хоть анонимуса. Есть театры с небольшими залами, и там коммерческие проколы не так заметны.

А в больших залах необходимо давать только на 100 процентов востребованные работы адекватных режиссёров, а не творения горстки воспитанных за последние годы «элитарной» молодёжи.

Давайте вернем театр детям, пока всем не стало мучительно больно.

Фото из открытых источников в интернете

Поделиться в соц.сетях
Александр Савин
СultVitamin
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.