«Белый фестиваль»: трехдневное летнее музыкальное чудо

«Белый фестиваль»: трехдневное летнее музыкальное чудо Музыка

С 17 по 19 августа в камерном зале Новосибирской филармонии будет проходить очередной музыкальный фестиваль, взявший на себя функции сезонного спасителя городских меломанов. 

В новой жизни некоторые вещи понесли фундаментальные изменения. В советские заклятые годы в Новосибирск, как и в другие крупные города, каждое лето приезжали на гастроли ведущие столичные театры, музыкальные и хореографические коллективы. Не на несколько дней, на бегу, проездом, а основательно на месяц, а то и два.

«Белый фестиваль»: трехдневное летнее музыкальное чудо

Такое количество спектаклей московских театров, что я пересмотрел в семидесятые, восьмидесятые и даже в начале девяностых, наверное, уже не увижу никогда.

Да и наши провинциальные театры и коллективы ежегодно закрывали старый сезон и начинали новый, выезжая на гастроли в другие города, на «обменные» гастроли, так что была возможность познакомиться с работой так называемых периферийных театров.

По линии филармонии каждое лето было достаточно насыщенным: тогда все гастроли она организовывала самостоятельно, поскольку это было еще и отличной возможностью выполнить план на проведении творческих встреч со столичными театральными звездами. В свободное для них от спектаклей время все они с радостью принимали такие предложения — как-никак, лишний заработок. Вот и дежурили постоянно служебные машины у гостиниц или театров, где проводились гастроли, чтобы чуть что — сразу увезти освободившегося артиста на его персональный вечер. В те годы на таких мероприятиях в обкоме партии я не раз встречал и Андрея Миронова, и Анатолия Папанова, и Александра Ширвиндта.

В 2000-х годах выступления знаменитых гастролеров в театрах стали так же редки, как появление колбасы на прилавках в 80-х. Краткосрочные «набеги» театральных и музыкальных коллективов стали возможны разве что только для персон, публично поцелованных богом, так что филармонии по большей части оставалось надеяться на собственные силы, если смелости и средств на приглашение «небожителей» не хватало. Таким образом, городская культурная летняя жизнь стала представлять из себя небольшое пестрое лоскутное одеяло, сшитое из коротких гастролей небольших столичных трупп, организованных «Глобусом» или «Старым домом», программ, предлагаемых оперным театром, ну и совсем уже редкими концертами нашей филармонии. Сегодня полноценных программ в концертном зале имени Каца стало так мало, что хватит пальцев на руках, чтобы пересчитать их все за эти три месяца.

А ведь ценители хорошей музыки не все разъехались по дачам и курортам — они истосковались и каждый год ждут какого-то летнего чуда. И в середине августа — вот уже пятый раз подряд — такое кратковременное чудо в Новосибирске происходит.

Началось это не так давно, и, как ни странно, явил народу летнее чудо не наш большой симфонический оркестр, а камерный. «Белый фестиваль» формировался как бы исподволь, и первоначально даже не стояло задачи сделать его ежегодным. Летом 2014 года Алена Болквадзе, заместитель директора филармонии и многолетняя управляющая оркестром, предложила провести в середине августа концерт в центре города, а музыкантов одеть во все белое: это и пиар-ход, и вообще красиво и эффектно.

«Белый фестиваль»: трехдневное летнее музыкальное чудо

Так что все начиналось всего с одного концерта — и, надо сказать, Алене Евгеньевне и Алиму Шахмаметьеву реально удалось в период тотального летнего исполнительского дефицита создать мероприятие, способное полноценно удовлетворить на несколько дней потребности страждущих меломанов, познакомить зрителей с интересными молодыми исполнителями из Петербурга и Москвы.

Столь блестящее завершение концертного сезона было горячо поддержано художественным руководителем филармонии Калужским. И сегодня Владимир Михайлович говорит об этом проекте с нескрываемым удовольствием:

— В семье фестивалей нашей филармонии «Белый фестиваль» занимает совершенно особое место. Во-первых, его время проведения — август, самый разгар отпусков и каникул. Во-вторых, его лаконичность — всего три вечера. В-третьих, интересная, разнообразная программа с привлечением, гастролеров. Наконец, особый дресс-код, объединяющий исполнителей и слушателей. Все это результат творческой инициативы художественного руководства и менеджмента филармонического камерного оркестра, придумавших и реализующих этот проект вот уже на протяжении пяти лет.

И действительно, с каждым годом фестиваль набирал обороты. В 2015 году оркестр исполнил уже не одну, а две программы, в концертах впервые приняли участие ныне горячо любимый новосибирцами «ПетРо Дуэт» и Станислав Чигадаев.

В КОНЦЕРТАХ «Белого фестиваля-2016», солировали Лев Терсков и Алевтина Полякова со своими коллегами. А в прошлом году фестиваль окончательно обрел свой формат: произведения Баха на открытии, обязательное исполнение барочного репертуара, «романтический блок» и программа «неакадемической музыки». Известен «Белый фестиваль» и своими премьерами — как оригинальными сочинениями, так и новыми аранжировками известных шедевров прошлого.

«Белый фестиваль»: трехдневное летнее музыкальное чудо

И, конечно же, большой интерес представляет участие в проекте начинающих звезд из Москвы и Северной столицы. Такой новой звездой для зрителей стала молодая солистка Большого театра, меццо-сопрано Екатерина Воронцова. И, признаться, я с большим удовольствие ощутил связующую нить между нашими городами, когда в нынешнем феврале попал в Большой театр на «Свадьбу Фигаро», где узнал в шустром Керубино ту самую Екатерину.

Но это все уже в прошлом, а о том, что ожидает нас в нынешнем году, рассказывает дирижер и художественный руководитель оркестра Алим Шахмаметьев:

— Нынешний фестиваль преподнесет слушателям замечательный микс: «Кофейная кантата» Иоганна Себастьяна Баха в сочетании с музыкой Дмитрия Шостаковича и Ефрема Подгайца. Затем будет представлена программа «Средиземноморский круиз» — традиционный «романтический блок» в рамках проекта, где Марина Якушевич выступит в роли мастера художественного слова. Наша публика хорошо знает, что эта роль ей особенно удается, — в основу этой программы легли впечатления поэтов Серебряного века от посещения ими стран Средиземноморского бассейна. Завершит фестиваль джазовый концерт, в котором примут участие петербургские музыканты Александр Маслов и его джазовое трио. Нами будут исполнены фрагменты опер Глинки и Бородина в весьма неожиданной джазовой обработке. А «на сладкое» прозвучит джазовая сюита на темы балета «Щелкунчик».

— Я думаю, Алим, что участие Марины Якушевич очень впечатлит публику. Сейчас ее поклонники, наверное, уже потирают руки в предвкушении новой программы, ведь не секрет, что у нее уже сформировалась преданная фангруппа, и купить билеты на ее совместные программы с «Filarmonica–квартет» стало серьезной проблемой. А какая музыка на этот раз будет звучать в программе?

— Концерт состоится 18 августа, помимо замечательной поэзии зрителей порадуют произведения композиторов: Мануэля де Фалья, Пабло де Сарасате, Мориса Равеля, Дж. Джакомо Пуччини, Антонио Вивальди, Луиджи Боккерини и Светланы Нестеровой.

— В программе первого дня фестиваля замечено имя Ефрема Иосифовича Подгайца. Произведения этого московского композитора нередки в репертуаре оркестра, и они мало кого оставляют равнодушными. Буквально в конце сезона ваш оркестр с «ПетРо Дуэтом» исполнил его «Бахчиев-концерт» для фортепиано в четыре руки.

— Действительно, публика очень тепло приняла это сочинение. Музыка Подгайца мне близка: с одной стороны, она вполне традиционна — в самом важном смысле этого слова, поскольку традиции русских композиторов от конца XIX и до конца XX веков являются основой его композиторских идей. Но Подгайц нисколько не имитирует, не подражает — но воплощает эти традиции в новом ключе своего композиторского языка. По существу — это мыслитель, философ, юморист. Даже фокусник, если хотите. Бог даст — исполним его музыку еще не раз. Не устаю повторять изречение одного из моих учителей: ни один исполнитель и ни один коллектив не живет, если регулярно не исполняет музыку своего времени. Поэтому я уверен, что наши слушатели по достоинству оценят и раннее сочинение Подгайца «Диптих памяти Д. Шостаковича».

На фото: «Белый оркестр» на «Белом фестивале» (2016 г.); Екатерина Воронцова, солистка Большого театра и художественный руководитель Алим Шахмаметьев на «Белом фестивале» (2017 г.) 


Поделиться в соц.сетях
СultVitamin
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.