Цельный и гармоничный талант

Цельный и гармоничный талант Культ. Публикации
В сентябре исполнилось 90 лет со дня рождения замечательного музыканта, дирижера и педагога Юлиана Натановича Факторовича (08.09.1934 – 24.10.1994).

К 90-летию дирижера и педагога Юлиана Факторовича

Сын выдающегося дирижера Натана Факторовича, успешно работавшего во многих городах СССР, в том числе Москве, Ленинграде и Новосибирске, он вряд ли много размышлял о выборе профессии. Усердные многолетние занятия в музыкальных училищах Новосибирска и Москвы, консерваториях Саратова и Новосибирска основательно подготовили его к непростой, требующей стольких знаний и умений, конечно же, и таланта, дирижерской работе.

Его исполнительская деятельность началась в Челябинском оперном театре (1958–1963). Вскоре она продолжилась в Новосибирске, причем, не в одном, а в нескольких музыкальных учреждениях, нескольких известных профессиональных коллективах. Юлиан Факторович становится дирижером симфонического оркестра новосибирской филармонии (1963–1970). Еще будучи аспирантом консерватории, участвует в первых масштабных гастролях оркестра вместе с основателем коллектива Арнольдом Кацем. «Юлиан сразу покорил меня чрезвычайной скромностью и обаянием, – вспоминал впоследствии Арнольд Кац. – Он прожил честную, благородную жизнь музыканта, которого все уважали. Это был человек большой души и легкоранимый художник. У него не было бойцовских качеств, чтобы защититься от ударов, наносимых судьбой, людьми, работой. Это ему, наверное, очень мешало. Его талант музыканта был удивительно цельным и гармоничным, и очень требовательным к себе».

Цельный и гармоничный талант

В те же 60-е Юлиан Натанович начинает преподавать в Новосибирской государственной консерватории, сначала на кафедре хорового дирижирования, затем на кафедре оперной подготовки и симфонического дирижирования. В Театре камерной оперы консерватории он выступает дирижером-постановщиком многих спектаклей мировой и советской классики: опер Чайковского, Римского-Корсакова, Прокофьева, Щедрина («Иоланта», «Царская невеста», «Моцарт и Сальери», «Обручение в монастыре», «Не только любовь» и др.), а также произведений студентов-композиторов. Под взмахами его дирижерской палочки впервые выходят на сцену «Пир во время чумы» Бориса Лисицына и «Приговор» Оксаны Серебровой. В дальнейшем для создания телеверсии оперы «Пир во время чумы» именно он дирижирует академическим симфоническим оркестром филармонии на записи фонограммы к фильму, в котором пели солисты новосибирской оперы и студенты консерватории.

И все же главным местом действия, где реализовывались самые смелые, сокровенные, заветные творческие устремления дирижера, стал Новосибирский государственный академический театр оперы и балета, в стенах которого он вырос, и которому было отдано его сердце. В этом храме искусства он преданно служил своему делу без малого четверть века, с 1970 по 1994 гг., представляя публике не только признанные шедевры, но и открывая зачастую доселе неизвестные произведения, проводя громкие премьеры. «Травиата» и «Хованщина», «Свадьба Фигаро» и «Паяцы», «Корсар», «Привал кавалерии» и «Евгений Онегин», «Испанские миниатюры» и «Шопениана» сменялись в его вечерних театральных выступлениях. Он впервые представил в Новосибирске новые балетные партитуры, такие как «Макбет» Молчанова, «Анна Каренина» Щедрина, «Тропою грома» Караева, «Сотворение мира» Петрова или «Сказка о рыбаке и рыбке» Бояшова. Танцовщики, кстати, очень ценили его доскональное знание специфики балета, его умение помочь музыкальной фразой движению, его понимание индивидуальности каждого солиста. «Балетный» дирижер, как нередко называли его, входил во все тонкости этого искусства, что дано совсем немногим, проводил много времени в репетиционных залах. В его репертуар входило более семидесяти спектаклей. Добавим к этому отличное знание всего репертуара театра и дирижирование постановками своих коллег.

Рассказывает Евгений Волынский, дирижер новосибирской оперы, музыкальный руководитель и главный дирижер Челябинского театра оперы и балета.

Цельный и гармоничный талант

«Что касается фамилии “Факторович”, это для меня родные люди, всю жизнь я прошел рядом с этой знаменитой фамилией. Когда я поступил в консерваторию, Натана Григорьевича уже не застал, но Юлиан Натанович принимал очень активное участие в моей жизни, был большим помощником в дирижировании. Людмила Петровна Факторович была моим учителем по фортепиано, я долго и тяжело учился, был далеко не из простых учеников, хотя и много занимался. Людмила Петровна упорно исправляла мой “пианизм” и прививала мне культуру – не только игры на фортепиано. Юлиан Натанович был, считаю, выдающимся человеком, замечательным музыкантом, замечательным отцом, потрясающим помощником, прекрасным мужем. Они с Людмилой Петровной трепетно относились друг к другу. Мы с ней часто перезваниваемся и говорим о нем. Они помогали, можно сказать, опекали меня. И с их сыном Стасом, который тоже мог стать превосходным музыкантом, но ушел в другую среду, до сих пор дружим.

Мы вместе работали, и Юлиан Натанович мне помогал в спектаклях, потому что был профессионал, а я только пришел, он помогал особенно в балетах, где я ничего не понимал. Он очень серьезно ко всему относился. Был у меня на госэкзаменах. Заканчивая дирижерско-хоровой факультет, я дирижировал в театре музыкальной комедии «Баядеру». Помню, как мы шли с экзамена, и они с Кацем пели “О, Баядера…” в два голоса, это был для меня большой стресс.

Юлиан Натанович очень любил фотографию. Он всегда ходил с фотоаппаратом, это была его страсть, вторая после музыки. Он постоянно снимал, был профессиональным фотографом.

Цельный и гармоничный талант

Он знал весь репертуар в театре, и всегда мог подхватить, в любой момент. Даже были случаи, когда он за ночь выучивал партитуру и вставал дирижировать. Он часто выручал театр. И помню, как он ездил дирижировать “Пиковой дамой” в Германию, был такой совместный проект НГК и симфонического оркестра студентов Высшей школы музыки Гейдельберга–Мангейма. Это был огромный триумф. Писали, что это русский гений. Помню, как он приехал – воодушевленный, счастливый, пресса была потрясающая, действительно, он там реализовался полноценно, как он мог. До сих пор помню этот момент, его глаза счастливые. И никогда ни одного грубого слова от него не слышал. Всегда интеллигентный, всегда готов помочь, много мне рассказывал, показывал, подсказывал. Помню, что Исидор Аркадьевич Зак, наш главный дирижер, всегда о нем отзывался тепло, говорил, что Факторович – это достояние, он всегда может выручить, и даже этим пользовался. Что делать, так бывает. Юлиан Натанович выручал театр в любой момент. Кто-то заболевает, что-то меняется, он всегда был готов. Потрясающей работоспособности человек, потрясающей ответственности музыкант. И самой глубинной в этом понимании интеллигентности, большой души».

автор Марина Юрьевна

Хотите знать о новых публикациях на сайте?

Предлагаем оформить подписку! Обещаем никогда не спамить. Взгляните на нашу политику конфиденциальности.


Поделиться в соц.сетях
Гость
СultVitamin
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.