Первое знакомство с Ольгой Волковой закончилось в воскресение 3 ноября. В зале им. Зака она выступила с сольной программой, исполнив 6 сонат Изаи. Программа не самая простая для восприятия и очень сложная в исполнении.
Аскетично оформленная сцена со свечами у колонн, мрак и в лучах прожектора — исполнительница. Тут всего было ровно столько, сколько должно было быть. И красоты Ольги, и элегантного классицизма в манере держаться и живого, соответствующего музыке Изаи исполнения произведения.
Мой жизненный опыт подсказывает, что не всегда бурные мгновенные аплодисменты — это признак высшего качества. Есть разные способы влияния на эти самые овации. Высшее — это когда зал внимательно слушает всю программу, когда после антракта в зале не обнаруживаются свободные места, а зрительские овации начинаются с робких хлопков, переходя в одержимые.
Концерт с оркестром соло, концертмейстер оркестра на «Картинках с выставки» и, наконец, соло 6 сонат Изаи. Когда спрятаться не за кого, даже на секунду. Все ипостаси музыканта Ольга представила блестяще.
Убежден, что приезд Ольги Волковой в Новосибирск, останется самым ярким впечатлением этого года. Славно, что мы с ней познакомились, и надеюсь ещё не один раз ее услышать. Она настоящий пропагандист настоящего искусства!
Я встретил ее на выходе со сцены. Когда эмоции переполняли скрипачку, держащую в руках измочаленный смычок, и задал ей несколько вопросов. В этот момент триумфа очень важны первые и самые честные эмоции.
– Ольга первое знакомство со зрителями закончилось? Два концерта: концерт с оркестром, сольный, одна на сцене, без концертмейстера. Какие у вас впечатления о новосибирской публике?
– Видите, в каком состоянии смычок? Как вы и написали «измочаленный». Сколько я их меняю! Ну это все эмоции. К вашему вопросу. Впечатления от новосибирской публики изумительные. Изумительный нерв идет, отдача, потому что самое сложное – это тишина. Вот когда ты можешь себе позволить это время, и когда в этот момент ни у кого не падает телефон, никто не разворачивает конфету, и нет там входящих смс, вот это показатель того, что люди в процессе, они с тобой. Очень часто бывает, когда ты пытаешься настроить этот контакт, ты отдаёшь, а если нет обратной отдачи в той же степени, то очень сложно играть, очень сложно.
– А вообще атмосфера была такой, которая редко встречается. Так было на первом концерте и сейчас здесь: люди внимательно слушают, никто не кричит, не шумит, и потом уже в конце полный вал идёт.
– Это немножко странно, потому что эти сонаты, совсем не одно и то же с концертом Прокофьева, который тихо заканчивается, но, в принципе, я не знаю ни одного скрипача в мире, который бы отыграл этот концерт, и у него бы встал зал. Ну, такого не бывает. Просто потому, что публика не сразу понимает, что все закончилось. Если нет вот такого бравурного окончания, то требуется время, чтобы все осознать и дать волю эмоциям. Но все сонаты Изаи так написаны, что они все заканчиваются навылет, каждая из шести.
– Было заметно, что третью сонату которую вы исполнили двадцать пятого «на бис», сегодня публика принимала как уже известную.
– Да, ее уже узнали. И получается, что обычно после каждой из этих сонат идет такой шквал эмоций. Но тут был такой момент, когда я играла Первую сонату, если вспомните, то после второй, или после третьей части зал на эмоциях попытался зааплодировать, но я это пресекла.
– Публика на концерте воспитанная, знает, что между частями не аплодируют. Попытались, но глянув на вашу реакцию притихли.
– Да, потому что это не принято. И я, как такая сволочь, пошла дальше. Но зато в конце выплеснули эмоции в полном объеме. С верхом!
– С чем бы хотелось в следующий раз познакомить наших зрителей?
– Я очень люблю Первый и Второй скрипичные концерты Шостаковича, это одни из любимейших моих концертов. Я бы их с удовольствием привезла, плюс здесь сцена позволяет, оркестр, там же большой состав, это такая мощь, мне кажется, что для Сибири Первый скрипичный Шостаковича, это было бы прямо в цель! А совсем сольного для скрипки, ну что у нас еще есть? Сонаты и партиты Баха и 24 каприса, то есть чтобы только скрипка на сцене – такого очень мало, почти нет. Сонатные вечера с роялем, да, обожаю, естественно, квартет, огромный репертуар, все это с удовольствием. А вот так… Я думала когда-то сделать программу из сонат и партит и шести сонат Изаи, но тогда вечер уж очень долгий получится.
– Это уже для гурманов.
– Да, не хочется мучить публику.
– Скоро состоится премьера «Евгения Онегина». До нас дошли слухи, что вы будете участвовать в премьерных показах?
– Я действительно буду участвовать в премьерных спектаклях, я буду на сцене. Но что я там буду делать, я не могу рассказать, это тайна постановщиков. Их интрига и сюрприз.
– Словом в показах вы принимаете участие, а вот в каком качестве узнают те кто придет в театр – пусть люди приходят и слушают.
Огромное спасибо и в ожидании новых встреч.
Фото Алексея Цилера
Александр, огромное спасибо за Ваши статьи и интервью с этой удивительной красавицей, выдающейся скрипачкой современности. Я был на симфоническом концерте и на сольном концерте и получил огромное впечатление и исполнительского мастерства Ольги Волковой и от обаяния этой хрупкой, но такой сильной своим характером и мастерством женщины! Ещё у меня впереди продолжение этого эмоционального шторма от встречи с ней на опере ,»Евгений Онегин» . Жду с нетерпением!