«Нам хотелось чуда»

«Нам хотелось чуда» Без рубрики
художник Вячеслав Окунев о балете «Конек-Горбунок»

Признанный в театрально-музыкальном мире мастер сценографии Вячеслав Окунев давно и плодотворно работает с НОВАТом. Сегодня в репертуаре нашего театра более десятка оперных и балетных спектаклей, для которых Вячеслав создавал или возрождал сценографию, среди последних его работ в НОВАТе оперы «Иоланта» (2020), «Тоска» (2021), балеты «Коппелия» (2018), «Лебединое озеро» (2019), «Драгоценности» (2019) и другие. Сейчас на старте еще одна премьера, для которой Народный художник России создавал визуальное решение – балет Родиона Щедрина «Конек-Горбунок». Новый спектакль впитал традиции русской культуры – в декорациях и костюмах играют яркие краски и сказочные мотивы Палехской росписи, а визуальные эффекты сроднили классический балет с современной анимацией. Благодаря цифровым технологиям на сцене воплощены все удивительные фантазии и чудеса знаменитой литературной сказки Петра Ершова.

«Нам хотелось чуда»
Народный художник России Вячеслав Окунев


Художник рассказал о работе над новым спектаклем.
– Хотелось, чтобы наша сказка сочетала в себе традиционные решения и не разочаровывала ожидания зрителей, избалованных сегодняшним кинематографом, анимацией. Безусловно, у нас классическая постановка и внятное повествование, но различные превращения, полеты, трансформации мы сделали при помощи видеоарта вместе с замечательной командой. Это Палех, который оживает, становится прозрачным, воздушным – таковы мои ассоциации с этой эстетикой.
– Все-таки это будет спектакль для семейного посещения и нам хотелось, чтобы дети увидели, каким очаровательным бывает классический балет, какими сказочными бывают декорации, костюмы, чтобы они почувствовали себя как в захватывающем, красочном фильме, и у всех – у детей, у взрослых – было ощущение чуда. Это была наша сознательная задача. Я видел интересные решения этого балета в других театрах, но нам хотелось сказки, чтобы зрители видели настоящие чудеса – подводное царство, превращения…
– Здесь есть сцены вполне традиционные – изба, ярмарка, царские палаты. Но хотелось, чтобы здесь что-то клокотало, жило, чтобы даже у искушенных зрителей было ощущение, что им впервые рассказывают эту сказку. Мы создали виртуальный макет спектакля, воссоздали сцену, перемены декораций, визуальные эффекты, вставляли туда персонажей. Хотелось, чтобы было чудо, и оно получилось, но за ним стоит долгая работа.
– Определенная сложность была в том, что мы адаптировали спектакль 60-го года, а в нем, на мой взгляд, подход к эстетике сценического оформления был несколько зажатым. А нам хотелось сделать невероятно красивый фон для этой музыки и хореографии.
– Интересно, что музыка очень современная, и даже более современна, чем та постановка, на которую мы опирались. Там есть какие-то необычные инструменты, а местами она звучит даже несколько технологично. На мой взгляд, нам в сценографии удалось эту технологичность музыки Щедрина удачно подчеркнуть.
– Мне кажется, театр – такое место, где зритель должен захотеть сказать: «Вы только посмотрите!» – а ты ему показываешь, то, что чувствуешь. Это может быть более скромно по выразительным средствам или более лирично, но в нашем спектакле очень щедрая палитра – ведь существует богатейшая, глубоко проработанная традиция русского декоративно-прикладного искусства и мы ею воспользовались.

«Нам хотелось чуда»
Сцена из балета «Подводное царство»

На обложке фото Алексея Цилера Никита Ксенофонтов и Елизавета Аношина
Премьера. Балет Родиона Щедрина «Конек-Горбунок» – 13 мая в 19:00, 14 мая в 13:00 и 18:00.

Поделиться в соц.сетях
Марина Иванова
СultVitamin
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.