Завершение октября радует многих школьников началом первых каникул. А ведь это самое подходящее время, чтобы всей семьей отправиться в театр. Горсайт постарался разобраться, с чего лучше начать приобщение ребёнка к прекрасному, как правильно познакомить его с этим видом искусства и на какие нюансы обратить внимание во время посещения спектакля вместе с малышом.
Воспитание души
Сразу оговоримся, что речь пойдёт о театрах в классическом понимании этого вида искусства. Мы не будем говорить о представлениях, которые работают лишь для развлечения.
«Современных детей трудно чем-то удивить. Сейчас в их распоряжении самые разные мультимедиа в любое время в любом месте. Вот эти ростовые куклы, конечно, на какое-то время привлекают внимание малышей, но они не в состоянии научить их видеть художественные образы. Настоящий театр не развлекает и не воспитывает, он помогает избавиться от равнодушия во всех его смыслах», – подчеркнула педагог-психолог Ольга Баженова.
Фото предоставлено пресс-службой НОВАТа
По словам специалиста, настоящий театр способен погрузить ребёнка в ситуацию, которую он будет проживать здесь и сейчас, и никогда не оставит малыша равнодушным к увиденному.
«Посещение театра играет значимую роль в формировании личности, эстетическом и духовном воспитании человека, и особенно ‒ в развитии его эмоционального интеллекта», – добавила пресс-секретарь НОВАТа Марина Иванова.
Театр смело можно назвать полезным развлечением. Во время просмотра спектакля у ребёнка включается познавательный интерес, он учится радоваться вместе с героями, сопереживать им.
«Приглушённый свет, тематические декорации, злые и добрые герои, чарующая живая музыка – всё это создаёт впечатление, будто дети попали в сказку. Конечно, чаще всего такие чувства вызывают именно новогодние спектакли. Они дарят атмосферу чуда всем без исключения – и детям, и взрослым. Детство нужно наполнять такими событиями. Семейный поход в театр – лучшее, что можно придумать», – отметила Ольга Баженова.
Фото предоставлено пресс-службой НОВАТа
Первое отношение к театру во многом зависит от родителей. Когда ребёнок видит, что мама увлечена происходящим на сцене, он будет стараться понять, что же там такое интересное происходит. Однако навязывать посещение спектакля, психолог не рекомендует.
«В театр нужно идти осознанно даже малышам, как бы это странно ни звучало. Для этого и нужны родители, бабушки, дедушки, учителя. Надо поучать ребёнка, не навязывая ничего, просто создайте в семье атмосферу доверия, делитесь эмоциями, переживаниями. Тогда и вы, и ваше чадо не только получите удовольствие от похода в театр, но и укрепите семейные отношения», – посоветовала психолог.
Фото Анастасии Николаевой – Горсайт
С чего начать
Недостаточно просто привести ребёнка на спектакль, дав наставление, что сидеть нужно смирно и восхищаться всем, что будет происходить на сцене. Юному зрителю может быть сложно оценить постановку, особенно оперную или балетную, если он не имеет никакого представления о мире театра.
«Внимательно подойдите к выбору спектакля с учётом возраста и индивидуальных особенностей вашего ребёнка ‒ его подготовленности и усидчивости. Для самых маленьких выбирайте постановки со знакомым ему сюжетом и возрастным ограничением 0+. Вместе прочитайте описание и либретто спектакля на сайте. Так вы подогреете интерес малыша к походу в театр и сумеет ответить на вопросы, которые всегда возникают у юных зрителей», – порекомендовала пресс-секретарь НОВАТа Марина Иванова.
Чтобы первая встреча с храмом Мельпомены стала незабываемым событием и не утомила будущего театрала, обратите внимание на продолжительность спектакля.
«Многим малышам трудно удерживать внимание на действии в течение длительного времени, особенно, если ребёнок непоседа. Хотя некоторые дети в 2-3 года способны концентрироваться на 30-40 минут при условии, что им это интересно целиком и полностью. Всё зависит от характера. Для очень активных малышей я встречу с театром отложила бы до 4-5 лет», – порекомендовала Ольга Баженова.
Фото предоставлено пресс-службой НОВАТа
Выход в театр – всегда праздник
Перед посещением театра постарайтесь создать для ребёнка предвкушение праздника. Вместе продумайте наряд и причёску, уместные для культурного мероприятия.
«Сделайте выход в театр семейным праздником, уделив внимание не только наряду и причёске ребёнка, но и своему внешнему виду. Чтобы создать особое настроение, приходите в театр заранее, смените уличную обувь на нарядную, прогуляйтесь по фойе, обратив внимание на расположенные в них музейные витрины, посетите буфет. У капельдинеров приобретите программку, чтобы узнать имена исполнителей и краткое содержание спектакля», – посоветовала Марина Иванова.
Хорошо, когда первый спектакль ребёнок смотрит в компании родителей. Ему будет спокойнее, если у него появятся вопросы или возникнут ситуации, о которых можно сообщить только маме. Кроме того, детям часто хочется поделиться впечатлениями здесь и сейчас.
Фото Анастасии Николаевой – Горсайт
Как выбрать место
Для первого посещения театра не покупайте билеты в первые ряды возле самой сцены. Появление героев может напугать малыша. Выбирайте места ближе к проходу или выходу, чтобы в случае непредвиденной ситуации, спокойно встать и выйти из зала, никому при этом не помешав. Кроме того, выбирая места, учитывайте особенности театрального зала.
«В Большом зале НОВАТа в случае необходимости можно обратиться к капельдинеру и попросить подушку для сидения, чтобы ребёнок со своего места мог хорошо видеть всё происходящее на сцене. В Малом зале НОВАТа, благодаря его конфигурации, даже самым маленьким зрителям с любого места хорошо видно и слышно. Спектакли на этой сцене позволяют наблюдать за работой артистов и оркестра во всех деталях, а иногда и самим принимать участие в представлениях – постановщики нередко дополняют их игровыми интерактивными моментами, анимацией и спецэффектами», – отметила пресс-секретарь НОВАТа Марина Иванова.
Фото предоставлено пресс-службой НОВАТа
Правила поведения в театре
Театр, помимо духовно-эстетических составляющих, приобщает ребёнка к нормам поведения в обществе. Посещая храм искусства, дети учатся правильно вести себя, выражать эмоции, одеваться соответственно событию, соблюдать дисциплину и самоконтроль.
«Объясните детям, что не стоит опаздывать к началу представления, нужно входить в зал и занимать места до того, как прозвучит третий звонок. Проходить к своему месту следует, развернувшись лицом к зрителям, уже занявшим свои места в вашем ряду. Перед началом спектакля следует отключить мобильный телефон и соблюдать тишину во время представления», – пояснила Марина Иванова.
Кроме того, в зале театра недопустимо есть, шуршать сумками и упаковками, постукивать ногами по креслу впереди сидящих зрителей. Если малыш закапризничал во время спектакля, лучше тихо вывести его в фойе и дать успокоиться. Скорее всего он захочет вернуться назад.
«Расскажите детям, что по окончании спектакля нужно обязательно отблагодарить артистов аплодисментами, покидать зрительный зал не сразу, а дождаться, когда закроется занавес. Отнеситесь к первым выходам ребёнка в театр с вниманием и ответственностью, и красочный мир оперы и балета подарит ему замечательные впечатления, яркие эмоции, любовь к музыке и театральному искусству на всю жизнь», – подчеркнула специалист.
Фото предоставлено пресс-службой НОВАТа
Делимся впечатлениями
Театральные постановки – отличный способ научить ребёнка формулировать свои мысли, рассуждать. Постарайтесь не навязывать маленькому зрителю своё мнение. Обсудите его эмоции. Не обязательно с ним соглашаться, театр – прекрасная возможность осознать, что у взрослых и детей могут быть разные точки зрения.
«Важен не просто разговор с ребёнком, важно найти для этого время, которого у взрослых в этом стремительном мире совсем мало. Пусть театр станет одной из семейных традиций, где вы вместе по возвращении домой будете обсуждать трудности, которые пережили и преодолели или не преодолели герои, возможно, негодовать по поводу их поступков и делать какие-то выводы. Важно, чтобы это не было формальностью, тогда ребёнок будет видеть, что у него настоящая семья, где нет места равнодушию. Он будет расти духовно, а вместе с ним будет расти культурное общество в нашей стране», – заключила педагог-психолог Ольга Баженова.