Новосибирская культурная жизнь в условиях эпидемии,

Новосибирская культурная жизнь в условиях эпидемии, Культ. Публикации

В октябре 2020-го культурная жизнь в Новосибирске стала оживать, и достаточно быстрыми темпами. Культура, которую похоронили в онлайн-футляре, оказалась на редкость живуча. И вся накопленная за весенний/летний периоды вынужденного простоя энергия через все возможные лазейки, проходы и проемы хлынула на зрителя. В достаточно короткий временной интервал уместилось столько интересных творческих событий, что это заслуживает особого разговора. Давайте восстановим наиболее значительные моменты легендарного  «героического времени», о котором потом долго ещё будем вспоминать.

Ковидный пролог

У активной культурной осени в Новосибирске были и вполне себе прозаические причины:

— во-первых, необходимо было освоить выделенные деньги и тем самым выполнить контрольные показатели, в том числе – национального проекта «Культура»;

— во-вторых, практически у каждого театрально-зрелищного или концертного учреждения с весны остались невыполненные обязательства перед слушателями, зрителями. Иными словами, билеты были проданы, а услуги, т. е. спектакль, концерт  не состоялись. Особенно в этом году пострадала филармония, у которой помимо 42 концертов по циклам абонементов сезона 2019-2020 года был уже частично продан абонементный цикл 2020-2021 года, практически не проведены концерты Транссибирского арт-фестиваля, и все это надо было завершить к концу декабря. Нет желания поминать недобрым словом старого директора, который хвастался, что у филармонии полно денег, но при этом закрыл кассу от зрителей без всяких объяснений. В итоге новому руководителю пришлось убеждать музыкантов в необходимости удвоить, а то и утроить нагрузку на каждого из них. И тут мы должны отметить, что вновь назначенный министр культуры Новосибирской области Наталья Ярославцева добилась того, чтобы разрешили проводить концерты при полной заполняемости зала. Объясню, почему я считаю это решение верным.

Не секрет, что посещаемость учреждений культуры резко упала и, собственно, собрать 50 процентов зрителей достаточно сложно, а юридически абонементы №№1, 2 и 16 были проданы практически на сто процентов. То есть, чтобы вернуть долги музыкантам, пришлось бы играть одну и ту же программу по два раза в день, при этом и опыт показал, что практически зал заполнялся едва ли на половину. Поэтому, как мне кажется, это была этакая осознанная и безопасная хитрость. Результат  свои обязательства филармония выполнила. Сейчас завершился и Транссибирский арт-фестиваль, и выровнялись абонементные концерты, и филармония может уже спокойно планировать свою деятельность на будущий сезон.

Транссибирский арт-фестиваль

Ну, к издержкам жизни в условиях эпидемии мы еще вернемся, а пока о третьей и самой главной причине:

— в-третьих, музыканты, вокалисты, артисты смогли приступить к репетициям и постановочным работам в нормальных и привычных для них условиях. И, наконец, они увидели в зале зрителей и услышали их аплодисменты. Без этого концертная жизнь невозможна. Онлайн трансляции — это как целоваться с резиновой женщиной через стекло. В то же время мы знаем, что в Европе театры и концертные залы закрыты. Может быть, правы руководители европейских стран, превратившие квартиры своих граждан в этакие лепрозории, убивающие культуру?

У нас были очень тяжелые октябрь и ноябрь. Один из руководителей нашего академического симфонического оркестра признался мне, что в осенние месяцы в оркестре одновременно болели до 30 человек. А сейчас вот уже месяц ни одного. Так болели все, и не только музыканты из оркестра. Мне сложно назвать тех, кто не переболел.

Так кто более прав: переболеть и выработать популяционный иммунитет или сидеть в ожидании ужаса у себя в квартире, подрывая свой иммунитет страхом и отсутствием активных эмоций? Жить надеждой на вакцину? И  когда она будет? Вакцины у нас ставят только по телевизору. При этом даже нашу новосибирскую от «Вектора» мы наблюдаем где-то в Сызрани. Опять же братской Венесуэле надо помочь. Дождемся ли мы ее вообще при жизни нашего поколения? Похоже, пока она станет доступной, ждущие ее потеряют последнее здоровье. В первую очередь психическое.

Таким образом, заблокировав сама себя, Европа предложила своим музыкантам выживать, как они могут, и они кинулись куда? Правильно, в Россию. Такого роскошного завершения сезона по уровню исполнителей мы давно не видели, да еще и по билетам в три раза дешевле привычных.  И полугодовой простой вылился в переизбыток мероприятий. Это правильно, хорошее настроение, которое рождает культура, лучшее средство для поднятия иммунитета. Тем не менее, взбодрившись и помолясь культурному богу, хочу освежить свою память и рассказать о наиболее интересных событиях последних двух месяцев после полугодового карантина, вызванного Ковидом. Я вышел в свет и окунулся в культурную жизнь города.

Музыка как средство повышения иммунитета

Концерт скрипачки Клары-Джуми Кан, постоянной участницы Транссибирского арт-фестиваля, выступления которой я стараюсь не пропускать, на этот раз, к сожалению, не успел услышать. 19 ноября, вечером, ко мне пришло письмо от лаборатории «Инвитро», извещающее меня, что вируса у меня больше нет. Но сообщение это пришло как раз в то время, когда Клара уже играла Бетховенский скрипичный концерт. Осталось только позавидовать всем тем, кто на это событие попал.

Но уже двадцать шестого ноября я, как говорится, оторвался по полной. Три звезды в одном концерте, на одной сцене. Перечислю по возрасту: Николай Луганский  фортепиано, Вадим Репин  скрипка и Александр Рамм — виолончель. Три, вне всякого сомнения, подлинные звезды исполнительского искусства 26 ноября объединились под сводами концертного зала имени А. М. Каца, чтобы исполнить концертную программу со скромным названием: «Встреча. Легенды в Сибири».

В первом отделении с ними блистал камерный филармонический оркестр. Безусловно, это был один из самых ярких концертов за всю фестивальную историю.

Концерт построили таким образом: в первом отделении каждый из мастеров играл соло с камерным оркестром.

Новосибирская культурная жизнь в условиях эпидемии,

Начал хозяин фестиваля  Вадим Репин. Арво Пярт “Fratres“(1977). Добротное, хорошо известное любителям творчества этого композитора произведение настроило слушателей на эмоциональную ноту. Вадиму долго аплодировали, пока на сцену не вышел брутальный Александр Рамм. Йозеф Гайдн, концерт для виолончели с оркестром до мажор», Hob. VIIb/1, Moderato, Adagio, Allegro molto. Гайдн признанный классик, и Александр нередко исполняет его произведения, и музыка композитора, после современной Пяртовской, прозвучала на резонанс свежо и упруго. В завершение первого отделения на сцене появился всеобщий любимец, романтик Николай Луганский. Фридерик Шопен «Концерт для фортепиано с оркестром № 2 фа минор op. 21» 2 и 3 части. Комментарии излишни, Луганский и Шопен вещи неразделимые, у дам засветились глаза, а мужчины растеклись в креслах. Хотелось бы услышать и первую часть концерта, но вся вечерняя программа была уже достаточно столь велика.


Каковы последствия визита в Новосибирск министра культуры РФ Ольги Любимовой?

Во втором отделении все три музыканта предстали в виде трио. Иоганнес Брамс, фортепианное Трио № 1 си мажор, соч. 8 Allegro con brio Scherzo. Allegro molto-Adagio Finale. Allegro. Трио Брамса в таком исполнении может выпасть вам не чаще одного раза в жизни.

Зрители в зале оценили это по достоинству и, несмотря на позднее время, упрямо не отпускали исполнителей, раз за разом вызывая музыкантов на сцену.

Мы к Транссибирскому арт-фестивалю еще вернемся, а сейчас я хочу обратить ваше внимание на положительный эффект эпидемии для исполнительского искусства. Нередки случаи внезапной болезни заявленных солистов. Некоторые из них на момент объявления карантина находились в своих зарубежных квартирах (тренд сегодняшнего дня) или на зарубежных гастролях, и, само собой, застряли далеко и от родины, и от залов, где должны были по ранее оговорённым контрактам играть тот или иной концерт. Как правило, у каждого оркестра есть набор солистов, которые приезжают через равные промежутки времени. Этакое гастрольное колесо, попасть в которое сложно. И вот в период эпидемии мы смогли увидеть и впервые услышать исполнителей, о которых мы даже ничего не знали.

Итак, 27 ноября наш академический оркестр должен был исполнять первый фортепианный концерт Сергея Рахманинова. И так случилось, что пианист, который должен был солировать, заболел. Кинулся директор оркестра Николай Сизиков искать замену. В первую очередь обратился к уже известным исполнителям. И такие есть, но, к сожалению, они уже ангажированы. И вот, он звонит доверенному человеку, профессионалу высокого уровня и просит помочь. И помощь получает.

Так мы узнали Константина Хачикяна, интереснейшего музыканта с большой перспективой стать ярким и запоминающимся пианистом своего времени. Теперь в список постоянных солистов внесено новое имя.

Новосибирская культурная жизнь в условиях эпидемии,
Константин Хачикян

Надо сказать, что конец ноября и декабрь подарили нам знакомства с тремя уникальными пианистами, при этом достаточно молодыми.

Новосибирская культурная жизнь в условиях эпидемии,
Илья Бессонов

Четвертого декабря в город наконец приехал победитель «Eurovision Young Musicians 2018» (молодёжного Евровидения) Илья Бессонов. Музыканту восемнадцать лет. Он исполнил концерт для фортепиано с оркестром французского композитора Франсиса Пуленка. Пуленк бывает очень серьёзным композитором, достаточно вспомнить его знаменитую оперу «Диалоги кармелиток», а бывает внешне очень прост, слушаешь и думаешь, а не музыка ли это к кино или для эстрадного оркестра. Но то обманчивая простота. Так и концерт, представленный в Новосибирске: внешне очень прост, кажется и лёгок в исполнении, но эта лёгкость и полётность достигается высоким уровнем исполнительства.  В гардеробе стояла группа любителей музыки и один из компании, чванливо выслушав восторженный отзыв своих друзей, как-то небрежно сказал, что Бессонов мог бы и что-нибудь посерьёзней исполнить. Вот такие у нас знатоки.

А буквально через шесть дней в рамках абонемента с московской филармонией «Звезды XXI века» на сцену зала имени Каца взошел девятнадцатилетний Александр Малофеев, которого иначе, как надеждой нашей фортепианной школы не называют.

Новосибирская культурная жизнь в условиях эпидемии,
Александр Малофеев

Этот концерт мне запомнится навсегда. Я разрывался между ним и концертом Сати в рамках «Белого фестиваля», где солировал гитарист Дмитрий Илларионов. И пусть на меня не обижается Алим Шахмаметьев, дирижировавший этим концертом, но я ничуть не пожалел, что отправился слушать Александра Малофеева.

В программе молодого музыканта были работы двух композиторов: Александра Метнера, которому Александр отдал все первое отделение, и друга Метнера, долгое время затенявшего своего приятеля, Сергея Рахманинова. И чтобы как-то разделить этих двух великолепных композиторов и пианистов, Малофеев в начале второго отделения исполнил небольшую работу Яначека.

Девятнадцатилетний парень сумел глубоко прочувствовать такого непростого композитора, как Метнер. Более того, он дал возможность сравнить двух представителей пианистической школы.

Александр готовился к каждому, пусть даже короткому произведению, иногда паузы затягивались, и потом он как бы осторожно пробовал клавиши, извлекал из рояля фантастические звуки и отправлял их в зрительный зал. Он был подвижен за инструментом, руки были то расслаблено-свободными, то становились хищными.

На поклонах он ни разу не улыбнулся. И лишь когда зрители устроили бурную овацию, на его лице впервые появилась улыбка. Он исполнил на бис три номера. При этом, не боюсь ошибиться, первые два были точно обработки пьес Чайковского, которые написал сам Александр.

Какие дипломы востребованы в современном музыкальном мире?

Какие дипломы востребованы в современном музыкальном мире?

Словом, три новых имени за двадцать дней, это многого стоит.

14 декабря я, наконец, попал на очередную программу «Рождественская звезда», состоявшуюся в рамках популярного цикла «Камерные вечера: поэзия струнных» (стихи и проза к рождественским праздникам, музыка Вивальди, Моцарта, Чайковского и, конечно, «Filarmonica–квартет»), автор и ведущая — Марина Якушевич.

Как же давно я не был на этом поэтически-музыкальном действии. Кажется, прошла целая ковидная жизнь. А музыка, как и поэзия, пробивается, как тот росток зеленый через асфальт, возвращая нас к нормальной жизни, помогая восстановиться и продолжать чувствовать. Хорошо, что это будет светлая Рождественская звезда. Будет, за чем идти.

Несмотря на то, что оперетта достаточно редко появляется на сцене оперных театров в нашей стране, в Европе лучшие спектакли из этого легкого жанра не редкость в репертуаре оперных домов. Вот и у нас в Новосибирске «Летучая мышь» уже несколько лет с успехом идет на сценах государственного музыкального театра и академического театра оперы и балета. В оперном спектакль как бы попробовали сначала в концертном исполнении на малой сцене, и, получив благожелательный отзыв публики, с небольшими декорациями перенесли на большую сцену. О концертном исполнении этого спектакля заявил и маэстро Гергиев. Не миновала «Летучая мышь» и Транссибирского арт-фестиваля в нынешнем сезоне. Совсем недавно ее лучшие фрагменты в исполнении солистов Большого театра в концертном исполнении прозвучали в одной программе с восьмой симфонией Бетховена, в достаточно редко исполняемой редакции в предпоследнем концерте VII Транссибирского арт фестиваля. Дирижировал очень интересный дирижёр  маэстро Саша Гетцель.

У этого концерта был поразительный финал, когда артисты на завершении программы воскликнули: «Официант, шампанского!», на сцену с подносом шаркающей походкой вышел художественный руководитель фестиваля Вадим Репин, вызвав здоровый смех зрительного зала.

Транссибирский арт-фестиваль

Чтобы поставить точку в информации о «Транссибирском арт-фестивале», хотелось бы подвести некоторые количественные итоги.

Весенняя сессия фестиваля включала в себя 5 концертов, только один из которых – «Па де де на пальцах и для пальцев» с участием прима-балерины Большого театра Светланы Захаровой – прошел со зрителями. Остальные были организованы в формате прямых трансляций на новосибирском канале ОТС, на сайтах Новосибирской филармонии, радио «Орфей» и международного культурного проекта «Русские сезоны». Совокупная аудитория трансляций в прямом эфире и в записи превысила 1,5 млн. человек.

Новосибирская культурная жизнь в условиях эпидемии,
Валентин Урюпин

Осенний этап фестиваля открылся 20 сентября мировой премьерой. В исполнении Новосибирского академического симфонического оркестра под управлением дирижера Валентина Урюпина впервые прозвучала «Плащаница» («La Sindone») Арво Пярта для скрипки и оркестра, солист – художественный руководитель Транссибирского Арт-Фестиваля Вадим Репин. Концерт также включал в себя исполнение оркестровой музыки Равеля и Шумана.  В осенних концертах выступили музыканты с мировыми именами: скрипачка Клара-Джуми Кан (Германия) и дирижер Винсент де Корт (Нидерланды), квартет имени Бородина, пианист Николай Луганский и виолончелист Александр Рамм, выпускники Молодежной оперной программы Большого театра, а также пианист Иван Рудин. Большое внимание привлекли мастер-классы ведущих музыкантов страны под общим названием «Школа мастеров». Завершили программу в Новосибирске концерт дирижера Саши Гетцеля (Австрия), артистов Большого театра с Новосибирским симфоническим оркестром и выступление Юрия Башмета с ансамблем «Солисты Москвы».

«В непростых условиях мы сделали невозможное. 17 концертов прошли в городах Новосибирской области: Новосибирск, Академгородок, Краснообск, Бердск, Искитим. В них приняли с участие 5 оркестров, 33 солиста, 9 дирижеров. По большому счету, мы провели два полноценных фестиваля в разное время года», — отметил директор фестиваля Олег Белый. «Артисты, несмотря на преграды и запреты передвижения между городами и странами, все же не испугались, проходили сквозь настоящие тернии, чтобы попасть в Новосибирск. Нас коснулась глобальная катастрофа, но жизнь на сцене есть, жизнь продолжается. Конечно, логистически и психологически для всех это большая нагрузка. Но публика и артисты не могут существовать друг без друга, и это обоюдное желание встречи побеждает даже те порой ужасные трудности, с которыми сегодня приходится сталкиваться», — отметил Вадим Репин. По словам художественного руководителя фестиваля, дирекция в усиленном режиме готовит программу VIII Транссибирского фестиваля и объявит ее в скором времени.

Новосибирская культурная жизнь в условиях эпидемии,

Пандемия невольно подсказала организаторам фестиваля потенциально иной вариант его проведения. Ведь в чем была его сложность? В том, что в небольшой отрезок времени накладывалась колоссальная нагрузка не только на организаторов, участников фестиваля (никто с коллективов участников фестиваля не снимал их основную нагрузку), но и на зрителей. Им приходилось, как на работу, ходить на концерты, боясь пропустить что-то интересное, но ещё и нести единовременно большие финансовые потери (среди них большинство — это люди с весьма скромными доходами). Нам кажется, что разбивка фестиваля на два этапа, весенний и осенне-зимний, позволила бы значительно разнообразить состав артистов и решить проблемы зрительской посещаемости. А также сделать более насыщенной и равномерно распределенной концертную жизнь города.

Новосибирская культурная жизнь в условиях эпидемии,

В котором у нас то густо, то пусто, а то и я с явным перебором.

Великолепная четвёрка Новосибирского музыкального театра

Составляя совместно с супругой досуговую программу в эти новогодние каникулы, мы решили расцветить свой зрительский репертуар постановками Новосибирского музыкального театра. Выбор пал на четыре спектакля.

Для начала мы посмотрели нестандартный для музыкального театра спектакль «Безымянная звезда» Александра Шевцова, известного старшей публике по очаровательному фильму об истории любви, снятому в 70-х годах прошлого века Михаилом Козаковым с Анастасией Вертинской и Игорем Костолевским в главных ролях. Убедился, в очередной раз, что «Золотые маски» никому просто так не дают, а у этого спектакля их две (в 2018 году спектакль был удостоен двух премий Российского Национального театрального фестиваля «Золотая Маска»: «Лучшая работа дирижёра» – Александр Новиков и «Лучшая роль второго плана» – Евгения Огнева). Захотелось прийти ещё раз на второй состав.

Близкий к первоисточнику спектакль «Любовь и голуби» отличался замечательной сценографией, отличной работой актёров. Отметил для себя, что на середине спектакля перестал сравнивать его с оригиналом (достаточно смело со стороны руководства театра ставить музыкальный спектакль, в котором за каждым персонажем зритель будет видеть легендарных звезд российского театра и кино – одна Людмила Гурченко и Сергей Юрский чего стоят). По перешёптываниям зрителей на соседних местах в зале понял, что они уже не единожды смотрят эту постановку музыкального театра. Бурные овации по окончанию убедили меня в том, что у спектакля хорошая и долгая прокатная жизнь.

«Огни большого города» больше похож на концертный дивертисмент, связанный простеньким сюжетом. Но у него есть одно очевидное достоинство – спектакль пропитан известнейшими бродвейскими шлягерами из знаменитых мюзиклов. Музыкальное действие раскручивается по отработанному канону от простого к сложному или, лучше сказать, от менее известных песен к более. И вот, уже минут за десять до конца спектакля зал не прекращал овацию.

Огни большого города

Пятым в ряду нашего музыкально-театрального запоя в Музыкальном театре стал спектакль, от которого я меньше всего ждал чего-то оригинального. Не учел (в который раз), что директор и художественный руководитель театра Леонид Кипнис ничего просто так не делает.

Иоганн Штраус «Ночь в Венеции». Режиссёр-постановщик Балакин Константин; дирижёр-постановщик Новиков Александр; хормейстер-постановщик Горбенко Татьяна Евгеньевна; хореограф-постановщик Капустина Татьяна; художник-постановщик Вершинина Елена; художник по свету Вторникова Ирина.

Ночь в Венеции

Спектакль с нелепым сюжетом положений. И это не мое мнение, а самого композитора. Вот, что он писал своему другу: «Пьеса такова, что я при всем желании не могу уравновесить ее недостатки своим вдохновением. Это не поэзия и не комедия. Это разваливающаяся надуманная история, где нет и следа содержания». Тем не менее именно Штраус выбрал этот нелепый сюжет.  Драматурги Рихард Жене и Камилло Вальцель (пишущий под псевдонимом Ф. Целль) предложили композитору два либретто, и первоначально Штраус выбрал то, которое в последствии стало основой либретто оперетты «Нищий студент», музыку к которому написал Карл Милликер. Но как и предполагали либреттисты и руководители театра, талант Штрауса столь велик, что он скрепляет разваливающийся сюжет и его слабые стороны чудесным образом обращает в силу. Сегодня «Ночь в Венеции» одно из лучших произведений композитора. Обращу внимание на еще один факт. «Ночь в Венеции» — танцевальный спектакль. Кроме привычного для композитора венского вальса, здесь широко использован музыкальный материал итальянских национальных танцев и песен. Музыка пленяет красотою мелодий, увлекательностью танцевальных ритмов.

Ночь в Венеции

Но меня удивило и то, что в руках постановочной группы оперетта превратилась в оперу-буфф, пусть немного сюрреалистичную. Высокое качество исполнения как вокальных, так и танцевальных партий, без каких-либо намеков на легкомысленное «опереточное» заигрывание с публикой. Работа костюмеров вызвала особый восторг: костюмов столько, и они настолько разнообразны, что два с половиной часа сценического времени перенасытили мозг этими яркими красками и причудливыми формами.

Константин Балакин окончил Санкт-Петербургскую консерваторию имени Н.А. Римского-Корсакова по специальности «режиссер музыкального театра» в 1996 году в классе А. Башловкина и Я. Фрида, после чего работал в театре «Геликон-опера» и в оперной антрепризе. Таким образом, прошел хорошую школу. И это подтверждается постановкой «Ночи в Венеции». Подводя некий итог, хотелось сказать вот о чем. Такие спектакли, как «Ночь в Венеции», могут украсить сцену любого музыкального театра. И он будет собирать полные залы. Эта постановка – настоящий праздник, впечатления от которого остаётся надолго. Среди публики было много молодёжи – знак хорошего будущего театра, дальновидности и стабильности качества работы труппы и руководства коллектива. При этом постановки Новосибирского музыкального театра являются действительно одними из лучших в регионе. Это пример, когда театр воспитывает свою публику, влюбляет в себя зрителя средствами профессиональной работы высокого уровня, а не идёт по пути упрощения и пошлости – эта дорога в никуда.

P.S. Мы еще попали на спектакль в День рождения дирижера – Александра Новикова. Поэтому к обычным овациям и крикам «браво» прибавились «С Днем Рождения». Словом, угодили в прямом смысле на праздник.

Не было бы счастья, да несчастье помогло (НОВАТ)

Признаюсь откровенно, не подозревал, что появление камерного зала или, как сейчас принято говорить, малой сцены НОВАТа сможет решить сразу ряд творческих задач. Это и развитие оперной труппы, и появившаяся возможность игры музыкантов на сцене, а не только в оркестровой яме, а также осуществление весьма неожиданных постановок, которое радует любителей оперного жанра и значительно расширяет репертуар.

Конечно, многим хочется видеть так называемые полноценные оперы из первого оперного списка, которые являются обязательными почти для каждого оперного дома в Европе. Надеюсь, они будут появляться, и мы будем иметь возможность их слушать.


Чтец традиций: Леонид Кипнис — об итогах своей 25-летней работы

Вот и после того, как открыли театры, мы увидели премьеру оперы Петра Чайковского «Иоланта» в прекрасной постановке признанного мастера Иркина Габитова. А сколько с премьерой натерпелась труппа! Едва приступили к репетициям, как началась эпидемия. Конечно, режиссёр работал с артистами онлайн, но, согласитесь, ничто не заменит живого общения постановщика и артистов. За короткий срок после открытия залов для репетиций труппа сумела в срок подготовить премьеру, и она прошла на трех полных залах.

Но вот совершенно неожиданно заиграла малая сцена театра. И дело здесь не только в тематических концертах, позволяющих музыкантам показывать свое мастерство, а певцам пробовать такие вещи, о которых они в другое время и не задумывались даже. Вспомним первый Бетховенский вечер из целого цикла, подготовленный Дмитрием Юровским и собравшим полный зал (пусть на 300 мест) почитателей и любителей. Дмитрий не просто провел огромную адаптационную работу с ранними произведениями Бетховена, но проявил себя и как прекрасный популяризатор, рассказчик, если хотите, лектор, который неназойливо рассказывает об исполняемых произведениях такие сведения, которым большинство слушателей внимало с открытыми ртами. А в финале концерта любимица публики Василиса Бержанская спела пятнадцатиминутный номер, вызвав шквал аплодисментов. Далее последовала череда небольших оперных постановок на малой сцене, совершенно органично вписавшихся в камерный формат.

Бетховенский вечер

Речь идет не только о таком важном направлении работы оперной труппы, как создание детского репертуара, она велась всегда, но вот с таким напором я не припомню. Действительно, не очень большой состав персонажей опер, яркие костюмы, небольшое уютное сценическое пространство прямо-таки приспособлено для постановки опер для детей. Сегодня в репертуаре театра их 9.

Но становится привлекательным создание одноактных опер, многие из которых очень редко ставятся в репертуарных театрах.

Как совершенно справедливо отметил Вячеслав Стародубцев: «Камерные оперы приобретают сегодня особую актуальность. Этот жанр не требует больших массовых сцен, но он способен выразить всю глубину и изысканность оперного искусства. Барочная опера с ее тонкой эмоциональной структурой сегодня становится проводником к жанру большой оперы».

И мы видим, как последовательно Стародубцев и Юровский проводят эту работу. Сегодня, помимо детских опер и концертных программ, оперная труппа располагает уже семью одноактными спектаклями. Прежде всего, авторства русского классика Николая Римского-Корсакова: «Моцарт и Сальери», «Кащей бессмертный» и монументальная, в концертном исполнении «Снегурочка»; двумя  одноактными операми Сергея Рахманинова: «Скупой рыцарь» и «Франческа Да Римини»; оригинальной одноактной оперой Белы Бартока – «Замок герцога Синяя борода»; наконец, в репертуаре первая полноценная барочная опера английского композитора Генри Пёрселла «Дидона и Эней».

Опера английского композитора Генри Пёрселла «Дидона и Эней»

О последней стоит сказать особо. Напомним любителям, эту же оперу поставили в концертной версии в мае 2005 года. В июне 2005 года ее исполнили в Большом зале консерватории имени М. И. Глинки. В 2008 она была записана лейблом Alpha (Йорк, Кермес, Тилиакос, Рябец). В последний раз она прозвучала в Новосибирском театре оперы и балета в рамках V Международного музыкального фестиваля «MusicAetrnae», проходившем 20-23 февраля 2010 года.

Конечно, каждый вправе признавать только постановку, осуществленную, скажем, Теодором Курентзисом. Но это была концертная версия, ориентированная на звукозапись. У меня есть этот диск, я люблю его слушать, и у меня было, с чем сравнивать.

Но премьера, о которой мы сегодня говорим, имеет сценическое воплощение. И то, что мы услышали и увидели за два последних месяца, внушает, по меньшей мере, глубокое уважение, безо всяких, но.

Итак, Генри Пёрселл «Дидона и Эней». Это одна из первых и самых известных опер периода раннего английского барокко. Она считается лучшим сочинением английской музыкальной культуры конца XVII – XVIII столетий, и это единственное его произведение для музыкального театра без разговорных диалогов, а также первая полная опера. Либретто написал Наум Тейт по поэме (четвёртой книге) Вергилия «Энеида», рассказывающей историю Энея, легендарного троянского героя. Первое известное представление оперы состоялось в женской школе Джозиаса Приста в Лондоне не позже лета 1688 года.


Борис Мездрич: «Сохранение исторического облика театра не должно зависеть от вкусов одного человека»

Несмотря на камерный состав оркестра, музыка оперы наполнена крупномасштабной энергетикой. С годами она становится все более востребованной и является своеобразным проводником к большим оперным произведениям.

Большая удача в том, что в труппе НОВАТа есть потрясающие артисты, которые могут представить этот уникальный музыкальный стиль на высочайшем уровне. Конечно, это в первую очередь исполнительница Дидоны, звезда мировой сцены Василиса Бержанская. Прекрасная София Бачаева, исполняющая роль Белинды, наперсницы Дидоны. Да и все остальные: Юлия Юмаева, Ольга Колобова, Андрей Триллер – каждый из них замечательно спел свою партию.

Отдельно хочется отметить работу хора. Не остаются незамеченными пластические этюды, исполненные артистами балета. Ожившие скульптуры, включенные в сюжетную канву, будь то опера «Моцарт и Сальери» или  «Дидона и Эней», усиливают эмоциональное воздействие на слушателя.

Автору идеи и режиссеру-постановщику Вячеславу Стародубцеву удалось полностью развернуть введенные Роспотребнадзором ограничения (отсутствие касаний, объятий исполнителей, выдерживание так называемой социальной дистанции) в сторону еще более тонкой эмоциональной составляющей постановки. Это очень интересно. Ведь недосказанное и недопоказанное, как правило, возбуждает и привлекает больше, нежели выставленное на всеобщее усмотрение.

В данной постановке «Дидоны и Энея» все сценическое пространство на сцене и над сценой было использовано полностью.

Оркестр, расположенный на балконе, лишь угадывался за драпировкой, не позволял отвлекаться от происходящего на сцене. Декораций было как раз столько, сколько надо, ни больше, ни меньше. Особую музыкальную пикантность привносил дуэт клавесина и виолончели. С виолончелистом Михаилом Шакировым зрители уже были знакомы, но знатоки чтут и Ирину Немову, и Любовь Салаеву.

Музыкальным руководителем постановки является Дмитрий Юровский, но дирижировал внимательный и тонко чувствующий музыку Эльдар Нагиев.

Спектакль был принят восторженно. Уверен, что многие, побывавшие на нем, вернутся, чтобы еще раз погрузиться в эту дурманящую музыкальную атмосферу.

Ну, а в конце маленькая ложка дегтя. Спектакли идут в одном отделении. Как-то я даже предлагал дополнить их и другой музыкой автора, чье произведение является основным в данный вечер. Говорят, сложно. Но вот на вечере, посвящённом музыке Людвига ван Бетховена, Дмитрий Юровский с помощью уже известного нам дуэта представил так называемую музыку на приход гостей. И я понял, чего не хватает показам одноактных опер. Поскольку антракта нет, как нет и балкона, опоздавшие тянутся минут пятнадцать двадцать, они рассаживаются по своим местам, капельдинеры снуют по всему залу. Все это мешает погрузиться в происходящее на сцене. Мне кажется, при исполнении одноактных опер, начинать надо с музыки на приход гостей, пока все они не рассядутся. Будет совсем хорошо.

Эта музыка будет вечной

Эта музыка будет вечной

А завершить свой обзор хотелось на высокой ноте. И касается это опять-таки работы на малой сцене.

27 ноября после двойного переноса состоялась премьера концертного исполнения оперы Римского-Корсакова – «Снегурочка». Впервые за пятьдесят лет в нашем театре прозвучала одна из самых красивых и трогательных опер композитора, широко известная, к сожалению, не в нашей стране, а за ее пределами. Ведь даже Д. Черняков свою нашумевшую постановку осуществил в Париже.

Когда стало понятно, что из-за эпидемии «Снегурочку» перенесут, мы продолжали ждать, и казалось, вот она, премьера совсем рядом, но заболел постановщик оперы Вячеслав Стародубцев. И опять ее перенесли. Мы немного переживали, что вокалисты, хор перегорят. Но нет, напротив, все прошло просто замечательно.

Все пели отлично, вновь отдельное спасибо артистам хора, они были  в фигуральном и эмоциональном смысле на высоте. Дарья Шувалова (Снегурочка), звезда Михайловского театра, великолепная Софья Файнберг (Лель), Екатерина Марзоева (Весна-Красна), Алексей Лаушкин (Дед Мороз), Михаил Агафонов (Царь Берендей), Андрей Триллер (Бермята), Ольга Колобова (Купава), Алексей Зеленков (Мизгирь), вы выдержали всё то напряжение, что пришлось пережить, и покорили зрителей. И я понимаю Михаила Агафонова, который, уйдя со сцены вместе с другими артистами, уткнулся в оконную штору, и плечи его вздрагивали.

Понимаю, что сценическое пространство и технические возможности весьма ограничены, но каждый свободный метр был использован для действия, каждая сцена был маленьким спектаклем на нескольких метрах пространства. Финал был потрясающий! Было бы здорово всё это увидеть теперь и на основной сцене театра.

окончание следует


Поделиться в соц.сетях
Александр Савин
СultVitamin
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.