Рожденные в июне знаковые фигуры музыкального театра

Рожденные в июне знаковые фигуры музыкального театра Культ. Публикации
В июне 2024 года отмечаются большие юбилеи выдающихся деятелей музыкального театра, внесших значительный вклад в развитие и Новосибирского театра оперы и балета.

4 июня народный артист РСФСР, дирижер Государственного академического Большого театра России Александр Александрович Копылов отметил 100-летний юбилей.

Он родился в Краснодаре в семье музыкантов, с детства много ездил по стране, так как его отца – прекрасного скрипача – постоянно приглашали на должность концертмейстера в различные оперные и симфонические оркестры. Первые профессиональные уроки он получил у знаменитого дирижера Большого театра Александра Гаука в Тбилиси, куда тот был эвакуирован во время Великой Отечественной войны. Занятия продолжались недолго – вскоре Александр Копылов ушел на фронт. Демобилизовавшись по окончании войны, он поступил в ереванскую консерваторию. Учился у выдающегося дирижера и педагога Константина Сараджева, ученика легендарного маэстро Артура Никиша. В годы учебы будущий дирижер играл на фаготе в оркестрах ереванской филармонии и театра оперы и балета им. А.А. Спендиарова. По окончании консерватории в начале 1950-х годов ХХ века он уезжает в Новосибирск, где работает в филармонии, а затем в течение девяти лет – в театре оперы и балета и в консерватории. В 1962 года молодой дирижер получил приглашение на прослушивание в Большой театр, результатом чего стали его гастроли с балетной труппой в США. И затем, по возвращении, он принят в Большой театр.

Рожденные в июне знаковые фигуры музыкального театра
Александр Александрович Копылов

Дирижерская деятельность Александра Копылова связана преимущественно с балетом. В Новосибирском театре оперы и балета, начиная с 1953 года, он был дирижером-постановщиком таких спектаклей, как «Эсмеральда» (Ц. Пуни), «Медный всадник» (Р. Глиэр), «Маскарад» (А. Лапутин), «Спящая красавица», «Лебединое озеро» и «Щелкунчик» (П. Чайковский), «Баядерка» (Л. Минкус), «Драгоценный фонарь Лотоса» (Чжан Сяоху, первая постановка в СССР), «Каменный цветок» (С. Прокофьев), «Бахчисарайский фонтан» (Б. Асафьев) и др.

За 48 лет службы в Большом в его репертуар вошли 74 балета, в том числе все балеты П. Чайковского, С. Прокофьева, А. Хачатуряна, Р. Щедрина, Т. Хренникова, А. Глазунова, Д. Шостаковича, Л. Делиба, Л. Минкуса, И. Стравинского. В постановке большинства из них он принимал самое непосредственное активное участие. Александр Копылов неоднократно записывался на фирме «Мелодия» и на радио, много гастролировал, выступал со многими зарубежными оркестрами.

Он награжден и орденами и медалями, в их числе орден Почёта (1999) за заслуги перед государством, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами, многолетнюю плодотворную деятельность в области культуры и искусства; орден Трудового Красного Знамени (1976) за заслуги в развитии советского музыкального и хореографического искусства и в связи с 200-летием Государственного академического Большого театра СССР; орден «Знак Почёта» (1955) за большие заслуги в области советского музыкального искусства и др.

К 100-летию Александра Копылова 9 июля в Большом театре представят балет «Дон Кихот». Поздравляем маэстро с этим невероятным юбилеем.

11 июня исполнилось 95 лет со дня рождения Эмиля Евгеньевича Пасынкова (11.06.1929 – 29.10.1990). Народный артист РСФСР, оперный режиссер, педагог – это еще одна легендарная фигура советского и российского музыкального театра.

Уроженец Ленинграда, он начинал свою карьеру в Мариинском театре, носившем тогда название Ленинградский академический театр оперы и балета имени С.М. Кирова. Он поступил туда в 1953 году после окончания оперно-режиссерского факультета Ленинградской консерватории в классе Э.И. Каплана, занимался также у Г.А. Товстоногова. Трудился затем в нескольких театрах, в Новосибирске, Ленинграде, Перми, но все же пик, расцвет его творчества, самые выдающиеся достижения связаны именно с новосибирской оперой.

Рожденные в июне знаковые фигуры музыкального театра
Эмиль Евгеньевич Пасынков

С 1960 по 1970 год он главный режиссер Новосибирского театра оперы и балета. Именно в это десятилетие его пребывания на этом посту театр совершает прорыв на всесоюзную сцену. Он удивляет, восхищает. Его называют «лабораторией советской оперы». В самом деле, за эти годы поставлено более десятка новых произведений, в том числе инициированных театром и созданных в содружестве с ним. Громкие премьеры, формулировка, скорее, даже формула «Впервые в СССР» констатируют реальное опережение оперных событий. Здесь и омузыкаленный плакатный пламенный Маяковский в «Патетической оратории» Свиридова», и сатирический «Клоп» Лазарева, появившийся в процессе сотворчества с театром, и опера Щедрина «Не только любовь», и рождение сибирской лирической оперы – «Алкина песня» Георгия Иванова. Не забудем и «Овода» А. Спадавеккиа, и «Безродного зятя» Т. Хренникова, «Тропою грома» М. Магиденко, «Гибель эскадры» В. Губаренко, оперы В. Рубина – «Три толстяка» и «Севастополь»… Если и не первое исполнение, все равно – своя яркая, новая версия.

Но и классическое наследие содержит в трактовке театра немало открытий, нестандартных решений, вызывает споры и обсуждения. Театр одним из первых исполняет «Бориса Годунова» Мусоргского в инструментовке Дмитрия Шостаковича. На премьере присутствует композитор, благодарит и оставляет самый благожелательный отзыв. На сцену выходит эпопея Прокофьева «Война и мир», за дирижерским пультом – Арнольд Кац. Театр привлекает талантливых исполнителей, им всем интересно работать в этой сплоченной креативной команде. «Дон Жуан» Моцарта с блестящим составом исполнителей (только пара Дон Жуан и Лепорелло – Андрей Федосеев и Алексей Левицкий – чего стоит!) транслируется на весь Советский Союз. В это десятилетие в оперной труппе театра вообще множество бриллиантов. А о загадочной черно-белой «Пиковой даме» Чайковского до сих пор ходят легенды. Да и следующая «Пиковая дама» в постановке Пасынкова была не менее удивительным спектаклем, зримо, осязаемо воплощая тончайшие интонационные сплетения партитуры композитора. За 7 лет театр трижды – в 1960, 1963 и 1967 годах – выступал в Москве, в Большом театре и Кремлевском дворце съездов. Эмиль Пасынков был одним из руководителей этих проходивших с аншлагами гастролей НГАТОиБ в столице.

Но вот в 1969 году он переехал в Ленинград. С 1969 года работал главным режиссером Ленинградского академического Малого театра оперы и балета, с 1978-го – был художественным руководителем отдела Ленконцерта, а с 1981 по 1990 год – главным режиссером Пермского академического театра оперы и балета, где впервые в СССР была представлена премьера оперы Прокофьева «Огненный ангел».

Умер выдающийся оперный режиссер 29 октября 1990 года, похоронен в Ленинграде на Волковском кладбище.

Рожденные в июне знаковые фигуры музыкального театра
«Борис Годунов» режиссер Эмиль Пасынков

Автор материала Марина Логинова

На обложке материала: Гл. дирижер М.А. Бухбиндер, Д. Шостакович, гл. режиссер Э.Е. Пасынков; стоят:  гл. хормейстер Е. П. Горбенко, гл. художник И.В. Севастьянов (постановочная группа спектакля «Борис Годунов»,  и композитор Д.Д. Шостакович (автор инструментовки оперы М. Мусоргского, 1962, Новосибирск). Фото из архива театра

Хотите знать о новых публикациях на сайте?

Предлагаем оформить подписку! Обещаем никогда не спамить. Взгляните на нашу политику конфиденциальности.


Поделиться в соц.сетях
Гость
СultVitamin
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.