Сумбур вместо анализа, впрочем, как всегда

Сумбур, вместо анализа, впрочем, как всегда Культ. Публикации

Арнольд Кац, основатель первого в Сибири симфонического оркестра, на мой вопрос о том, готовит ли он себе преемника, ответил: «А зачем? Без меня это уже будет другой оркестр. Важно задать ему такой уровень, который позволит двигаться вперед, преодолевая возникающие сложности». Сейчас, спустя 17 лет со дня смерти маэстро, могу сказать, что Арнольд Михайлович оказался прав: оркестр другой, но при этом его по-прежнему называют оркестром Каца. Потому что Арнольд Михайлович дал такой мощный толчок развитию оркестра, что, преодолевая все трудности, коллектив сохраняет высокий уровень исполнительства и качество исполняемого репертуара. Каждый творческий человек индивидуален, каждое время ставит свои задачи. Обратите внимание, как наивно подчас смотрится документальная хроника и съемки легендарных спектаклей и концертов. Человек адаптируется ко времени. Его краскам, звукам, скоростям.

И еще один важный момент, на котором я бы хотел остановиться, прежде чем перейти к сути вопроса. Есть некие незыблемые принципы журналистики, заложенные еще компартией СССР. Один из них – не пиши и не рассуждай о том, чего не знаешь и в чем не уверен, тем более о том, что еще не состоялось. Это один из основных принципов подхода к печатному слову. Даже если речь идет о тексте, автором которого является авторитетный и в прошлом известный в узких кругах человек. Увы, с возрастом мы начинаем преувеличивать свои заслуги, считать свое мнение единственно правильным, а свою оценку ‒ абсолютно верной. Известно, что раньше и трава была зеленее.

Речь пойдет о публикации материала «В МХАТ возвращается М. Горький? Ой, ли!» (Правда. № 5 (31498). 19‒22 января 2024 года) авторства Галины Орехановой, в прошлом ‒ многолетней руководительницы литературной части МХАТа Горького. Признаться, такого количества оскорблений в адрес конкретного человека в федеральной прессе я давненько не читал, правда, нужно отметить, что изложено все прекрасным литературным языком. Мало того, что оценка автора совершенно субъективна, она еще и не имеет под собой реальной основы. Речь в статье Орехановой идет о спектакле «Над не», который, правда, на момент выхода материала еще никто не видел, в том числе и автор. И в этом я вижу прямое нарушение журналисткой этики. И уже совершенно за гранью давать такой пасквиль в день сдачи спектакля, накануне его премьеры.

Для автора статьи все, что из прошлого МХАТа, ‒ вне критики, а все, что из настоящего, ‒ это низкопробный непрофессиональный ужас. Театр возобновил спектакль «Васса Железнова», который по объективным причинам ‒ в связи со смертью ведущих артистов ‒ был снят. И вот теперь Кехман его вернул. По оценкам зрителей (не автора материала), которые видели спектакль после его возобновления, он был великолепно принят зрителями. Но вот «продолжения сценической жизни в театре этого спектакля пока неизвестно, в репертуаре ближайших месяцев его нет», ‒ сетует автор материала. И видит причину в том, что «сцену освобождают для очередной халтуры нового бездарного главного режиссера».

Но позвольте, даже после такого перерыва и активной рекламной поддержки спектакля на показе не было аншлага. Зачем же спектакль ставить в репертуар системно, убивая к нему интерес полупустым залом? На мой взгляд, это оскорбительно, прежде всего, для спектакля. Виновен ли в этом Кехман или главный режиссёр МХАТа Галина Полищук ‒ антигерой материала газеты «Правда», которые язык стёрли, говоря о возобновлении «Вассы Железновой»? Уверен, что нет. Зная Кехмана, могу сказать, что все заявленное в афише театра для него свято, и он будет жестко требовать от менеджеров театра выполнения намеченных действий по продвижению. Для него работа на полупустой зал недопустима. Спектакль будет жить, над ним будет продолжаться работа коллектива, но показывать его будут реже тех постановок, которые сегодня востребованы. Критерием популярности спектакля была и остается касса. Хотим мы этого или нет.

Вернемся к теме материала. Основной смысл и посыл статьи ‒ это пафосные обвинения и беспочвенные претензии автора в адрес главного режиссера театра Галины Полищук.

Вот что пишет Ореханова: «Кто это? Говорят, режиссёр-новатор. Но ранее известна провалом на сцене МХАТ им. М. Горького в 2023 году спектакля по повести Валентина Распутина “Нежданно-негаданно”, а также скандальной постановкой “Женщины Есенина”, категорически не принятой президентом театра Т.В. Дорониной ‒ как слабое, не соответствующее правде жизни сценическое воплощение судьбы С.А. Есенина». И еще: «Да и чего, собственно, было ждать, когда Полищук пришла во МХАТ им. М. Горького по зову Эдуарда Боякова, который себе под стать подбирал и коллег, не способных “к жизни человеческого духа”, чему 125 лет служит высокое искусство русской психологической драмы ‒ МХАТ им. М. Горького. Оккупантам мхатовской сцены последних лет самой природой не дано подняться к высотам тех достижений культуры, которые в своё время покорили и восхитили мир».

В чем-то это напоминает мне известный материал «Сумбур вместо музыки», ну да ладно…

А теперь специально для редакционной коллегии газеты «Правда».

Да, Полищук действительно пригласил Бояков, который искал режиссера для инсценировки пьесы Захара Прилепина, который в то время руководил литературной частью театра (надеюсь, к литературному вкусу и патриотической позиции Прилепина у читателей претензий нет). Кехман, который, собственно, пришел во МХАТ, когда работа над спектаклем близилась к финалу, поверил и в сам спектакль, и в то, что русский режиссер Галина Полищук способна помочь реорганизовать, обновить вверенный ему театр. И почему он должен был в этом сомневаться?

Спектакль «Женщины Есенина» буквально взорвал театральную Москву. И не только. Это первый спектакль МХАТа за последние годы, который отметился на фестивале «Балтийский дом» и признан лучшим спектаклем крупной формы «МК» за 2022 год. Он прошел уже более ста раз и является лидером по числу посмотревших его зрителей. При этом в этом спектакле нет никакой чернухи, порнухи, пошлости, низкопробного юмора, заигрывания со зрителем или боев без правил. Мне посчастливилось принимать постановку в Новосибирске ‒ первом городе после Москвы, который увидел спектакль «Женщины Есенина» в июне 2022 года. Тогда-то я и познакомился с Галиной Полищук и актерами спектакля. И я помню, как непросто начинались гастроли. Мы не без трудностей продали три показа спектакля в театре «Глобус», где его посмотрели более 2 000 зрителей. Прием был настолько восторженным, что спектакль пришлось привозить еще раз, уже в зал НОВАТа, где за пять показов в зале на 1 550 мест его посмотрели около 8 000 человек. По логике Галины Орехановой и редакционной коллегии газеты «Правда» все эти люди ‒ маргиналы, не понимающие подлинного классического искусства, быдло, обманутое бездарным режиссером? Как и те сотни тысяч москвичей, питерцев, посмотревших «Женщин Есенина» на столичных сценах и не отпускавших артистов со сцены? По всей видимости, и та молодежь, которая по нескольку раз посмотрела спектакль, начала читать стихи Есенина, полюбила их, о чем она ‒ молодежь ‒ писала и пишет в соцсетях, также введена в заблуждение Полищук.

Спектакль «Нежданно-негаданно» был второй работой Галины Полищук во МХАТе Горького. Она взялась за труднейшую задачу: в нынешнее динамичное время вернуть на сцену непростую прозу писателя Валентина Распутина. Что бы ни говорила Галина Ореханова, проза Распутина тяжела для сценической реализации, непривычна молодому ‒ и не только ‒ зрителю, приученному к мгновенной доступности гаджетов, не имеет коммерческого потенциала. Но Кехман очень хотел открыть театр после ремонта именно спектаклем по прозе Распутина, и Галина эту задачу выполнила блестяще, поставив его так, что, посмотрев спектакль на сдаче, а потом еще несколько раз, я считаю, что «Нежданно-негаданно» ‒спектакль даже более сильный, чем «Женщины Есенина». Зрители увидели жесткое до физической боли театральное действо. Оно о том, в каком обществе мы жили 25 лет назад, когда в экономически безграмотной стране провели приватизацию, шоковую терапию, отбросив ее за черту цивилизации. Когда профессора торговали на улицах, а вчерашние приемщики стеклотары создавали новые правила жизни, по которым заставляли жить общество.

Я убежден, что это очень важное и своевременное послание через искусство россиянам. Тот, кто не помнит нашу новейшую историю, рискует попасть в еще более тяжелое положение. Спектакль об этом. О том, какими невероятными усилиями удается вытаскивать (этот процесс еще не завершен) наше общество из той пропасти, в которой мы все находились. Спектакль рубанком снес накопленный годами слой благополучия. Зрители в зале плакали – как мужчины, так и женщины. И как же дорого было наблюдать человеческую реакцию этих обычных людей, в своей жизни испытавших все неприятности эпохи развала СССР – перестройки, гласности, приватизации, дикого рынка, когда рухнула коммунистическая идеология, которой пытались заменить Бога, и люди, брошенные в рынок, не имели никаких душевных и нравственных ограничений. Для одних это была возможность «на костях» сколотить первоначальный капитал, для других – просто выжить и не впасть в скотство. Простите, не об этом ли более двух десятилетий твердят коммунисты? Тогда что с вами?

И еще о важном! Этот спектакль – не чернуха, как поспешили об этом высказаться некоторые критики. За каждым жестом, каждым действием стоит любовь к человеку, сострадание к нему и попытка продвинуть его к свету. В ребенке, который вернулся к эксплуатирующим его бандитам, чтобы не допустить крови принявших его людей, – наше будущее. Пока простой, по сути, нищий русский мужик Семен берет этого ребенка в семью и пытается его защитить, у всех нас есть шанс на свет. Даже у тех, кто участвовал в этом процессе расчеловечивания.

Как можно говорить об этом спектакле, что он провальный? Говорить так ‒ значит не знать о театре ничего.

Да, первый показ был несколько скомкан. Можно признать, что машина маркетинга на тот момент не была раскручена. Я бы даже сказал, что Владимир Абрамович, опасаясь, что на один день может не успеть закончить ремонт, придерживал процесс продвижения. Но уже последующие показы дали хорошие результаты, спектакль посмотрели и очень хорошо приняли участники СВО. Сделано это было без эпатажа, пиара, что нередко допускают некоторые деятели культуры для достижения корыстных целей. А уже на майских показах были аншлаги и восторженный зрительский прием. В новом сезоне состоялась петербургская премьера спектакля, и ленинградцы принимали спектакль еще более горячо. Об одном жалею: в связи с техническими сложностями постановки, ее пока невозможно показать в Новосибирске. Спектакль родился в тени беспрецедентного успеха «Женщин Есенина», но постепенно из этой тени выходит и начинает занимать свое яркое место в репертуаре театра.

А говорить о премьере спектакля «Над не» в таком совершенно недопустимом тоне ‒ великий грех. Да, спектакль отнесен в недалекое будущее, и действие происходит в специализированной клинике ‒ вовсе не в психушке ‒ в которой люди пытаются себе вернуть способность любить.

И должен сказать, что в прочитанной мной пьесе я услышал философию Горького. И мне кажется, что автор очень естественно вплел горьковские обороты в современную ткань повествования. И потом, почему вы, Галина Владимировна, монополизировали право на трактовку текстов Алексея Максимовича?

Ведь даже всем известная фраза «Человек это звучит гордо» разными режиссерами и актерами произносится по-разному, меня с плюса на минус оценку всего действия.

И вообще, что за мода вместо профессионального разбора вешать на пока не выпущенный спектакль ярлыки?

И еще. Почему автор совершенно упустил еще одну важную для театра премьеру? Речь идет о «Трех сестрах» Антона Чехова в постановке Немировича-Данченко, восстановленной старейшиной Сергеем Десницким. Премьера прошла с большим успехом уже в этом сезоне, и к возвращению легенды МХАТа на сцену приложила немало усилий именно Галина Полищук.

Вот что она сказала в интервью «Литературной газете», которую, как и МХАТ, создавал Алексей Максимович Горький (выпуск от 4 января): «Редко какой театр может похвастаться, что в его репертуаре идут постановки Немировича-Данченко и Станиславского. Я очень довольна, что мы это сделали». И дальше: «Вообще, очень трогательно, что в этот юбилейный год мы стараемся возвращать МХАТ такими моментами. Вот и Сергей Десницкий – постановщик «Трех сестер», играл во МХАТе, его жена, дочь сейчас в театре. Десницкий практически всю жизнь отдал этому спектаклю, играл в разных версиях, жена играла. И дочь его сейчас играет. Ребята вчера Десницкому подарили макет “Трех сестер”, где внутри они в этих ролях. И он даже расплакался, потому что для него это была очень важная история. И Саша Стриженов возвращается, а там играли его мама, папа, он сам маленький репетировал у Эфроса. Это такие милые возвращения, они очень дороги, если говорить и о сохранении традиций великого МХАТа, и о том, что сейчас новое время, которое требует нового диалога со зрителем. И если мы его не сделаем, то, безусловно, мы проиграем. И этот театр будут просто обходить. Мы должны понимать, что мы живем здесь и сейчас, сегодня. И что театральное искусство – это сегодняшний день. Оно не может говорить из прошлого. Ты не можешь его положить на полку, как фильм. Нет. Это происходит здесь и сейчас между актером и зрителем. И если ты не способен жить в этом времени, ориентироваться в этом времени, быть актуальным, то у театра нет будущего».

В дальнейшем считаю эту тему исчерпанной. Но есть еще одна.

Президент Путин, а вслед за ним и другие, постоянно говорят о необходимости поддерживать Русский мир. Очень важная задача сегодняшнего дня. СВО здесь очень жестко разделила на своих и чужих. Многие деятели культуры в силу разных обстоятельств уехали из России и прекратили сотрудничать с нашими учреждениями культуры. С Полищук все произошло ровно наоборот.

Она родилась в СССР, в семье русского авиационного инженера, она носитель русской культуры. В отличие от многих коллег, после начала СВО осталась в России, она любит Россию, о чем она говорила в интервью порталу «CultVitamin» (материал от 25 октября). В том же интервью она честно заявила, что ее совершенно не устраивает все, что происходит сегодня в Европе: «Меня пугает то, что происходит сейчас! После всех ужасов нацизма Европа растоптала все свои принципы и ценности – отменяется все русское, людей начинают делить, запрещать, а недавно президент Латвии заявил, что часть русских граждан надо изолировать. Создать гетто? Это какая-то жуткая деградация европейского сознания». Простите, как после этого можно писать в газете «Правда»: «Это понятно, она с вожделением смотрит на Запад, ему кланяется за премии и другие подачки. Здесь, в России, надо служить русскому национальному делу, служить всей силой любви своей, так, как это принято на Руси. Примеров ‒ не счесть! Но “полищуков” ведут по жизни совсем иные цели. Зачем же позволено ей топтать “святые доски русской сцены”, по которым К.С. Станиславский проходил на цыпочках?»

Это объективность? Это патриотизм? Или мы поддерживаем только каких-то избранных русских патриотов?

В канун развала СССР я, работая в отделе культуры Новосибирского обкома КПСС, неоднократно говорил, что начетничество в партии заменило живую мысль. Владимиру Ленину удалось сделать невозможное именно потому, что он глубоко знал то, чем он занимался, о чем блестяще полемизировал, как журналист. Увы, как это нередко бывает, на смену мыслителям приходят карьеристы и шапкозакидатели, которые разваливают все, что было создано. Ведь так и развалили СССР, о чем сейчас многие скорбят и обвиняют всех, кроме себя.

Уходит поколение. Безвозвратно. На смену приходит другое, нужно слышать и его голос. Это диалектика жизни, которую надо просто принять, и с этим, смирившись, жить и наслаждаться жизнью.

P.S. Когда наш материал был подготовлен к публикации, на сцене МХАТа Горького с аншлагом прошла премьера «Над не». Зрители устроили спектаклю невероятный прием: после долгих финальных оваций артисты на бис исполнили песню Микаэла Таривердиева, прозвучавшую в постановке. Весь зал пел вместе с актерами. Билетов на предстоящие показы уже нет, зато есть первые зрительские отзывы: «Спектакль я хочу посмотреть ещё. В нем так много глубины, в которую я ещё не смогла нырнуть, пока только забрела чуток. Смена сцен с, казалось бы, полного дурдома, до таких фраз, от которых ком в горле и слёзы. Я плакала, ну как обычно…»; «Очень здорово и злободневно адаптировали реалии Горького под современные. Некоторые сцены до мороза по коже: как они пытаются реанимировать умирающих героев, монолог Луки про смерть (тут он молодой психиатр со своей методикой), как он пытается их всех спасти и не может ‒ до слез, рядом с нами тоже плакали. В общем, очень серьезная постановка»; «Спасибо еще раз. Спектакль сколько процентов человека в человеке»; «После устроенного сетчатыми бала сатаны перед Новым годом, после реального оцепенения, отвращения к ним и от того, что у нас ЭТО возможно ‒ этот спектакль ‒ как надежда нам всем на то, что мы выплывем. Что ещё недавно мы как человеческое сообщество были на дне. Сетчатые отбили границу. Теперь надо оттолкнуться и начать возрождение в себе как в обществе – человеческое». Наверное, больше ничего не нужно говорить.

В подготовке материала принимала участие Марина Иванова


Поделиться в соц.сетях
Александр Савин
СultVitamin
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.