Выживет ли Союз театральных деятелей после четвертого декабря? Кто может быть атомным реактором театральной революции?

Выживет ли Союз театральных деятелей после четвертого декабря? Кто может быть атомным реактором театральной революции? Культ. Публикации

За ажиотажным обсуждением судьбы «Золотой маски» мало заметной оказалась подготовка к выборам нового руководителя Союза театральных деятелей. Как известно, многолетний председатель уходит.

Тем не менее это то мероприятие, которое подводит итог спорам и определяет совершенно точно три направления дальнейшей судьбы не только самой организации под названием «Союз театральных деятелей», но во многом и само развитие театральной культуры в стране. Практически два из них приведут к смерти организации, вопрос лишь в том, как быстро это произойдет.

Как-то так случилось, что единственное действенное и заметное, что смогла сделать эта организация за последние десятилетия, – привить стране «Золотую маску». Собственно, говорить больше не о чем. Отсюда такая остервенелая борьба за этот бренд. Тут только бизнес, ничего личного.

Но это лишь внешне.

На самом деле «Золотая маска» – исключительно квинтэссенция глобальных изменений, которые произошли с советским театром в постсоветское время, когда с водой выплеснули и множество здоровых детей. Делалось это прилюдно под разными благими поводами.

Результат – глобальная ориентированность огромного количества государственных театров на получение вожделенной «Золотой маски», обладателям которой доставалось немного денег на поездки в столицу на различные фестивали, внимание со стороны критики, которая к началу двадцатых годов сосредоточилась в кругу экспертов фестиваля. Именно там платили деньги за статьи и подбрасывали средства на жизнь. Все, кто не разделял концепцию фестиваля, от кормушки быстро отлучались. Как результат, объективная критика просто исчезла. Остались лишь те, кому была доверена функция формирования гениев от режиссуры, разъяснение лопоухому зрителю, в чем тот или иной спектакль является подлинным событием, а главное почему. Отсюда небольшой группе крестоносцев от либерализма удалось взять под контроль общественное мнение и нередко мнение функционеров от культуры.

Февраль 2022-го оказался достаточно жестким рифом для российской культуры. Большое количество ее «звезд» поспешили выехать за границу и высказываться оттуда, с чем они не согласны. Появились и вопросы к театральному процессу в стране. Был принят ряд законов, неудобных для радетелей либерализма.

Стали задавать неудобные вопросы деятелям СТД, функционерам от культуры. А куда, собственно, идут деньги, выделяемые Минкультом России, средства культурных фондов и, скажем, Сберегательного банка, который, хочется напомнить, является банком с государственным участием и под государственным управлением?

Быстро выяснилось, что параллельно с Министерством культуры существует огромное театральное зазеркалье, управляемое небольшой группой лиц. Этим лицам с почтением внимали не только главные режиссеры и директора многих театров, но нередко и руководители региональных министерств и правительств регионов.

Да, можно констатировать, что кадровые смены состоялись. Наиболее одиозные фигуры были отлучены от государственных кормушек. Но, как и предупреждалось, золотомасочный процесс ушел вглубь, на периферию. Появились клоны фестиваля, через наработанные в последние годы тропинки поступали деньги на проведение различных фестивалей. Региональные министерства предоставляют для них площадки государственных театров, библиотек. Основной задачей этих фестивалей ставится поддержка золотомасочного актива во времена, когда театр, по их мнению, оказался на грани нервного срыва!

Но вернемся к нашей главной теме.

Четвертого декабря – выборы нового главы СТД. Наблюдаю некие шевеления различных групп влияния.

Обобщенно все сводится, как я и писал в начале материала, к трем путям:

1. Оставить все как есть, обновить руководителя, тот обновит сотрудников, выиграть время, чтобы успокоить актив и сделать некие косметические правки фестиваля. Двигаться дальше с опорой на периферию.

2. Поставить некое уважаемое лицо у власти, продекларировать и начать некий эволюционный путь изменений союза, а с ним и фестиваля.

3. Путь взрывной. Как при пожаре большого лесного массива, создать встречный огненный вал. Для этого нужен человек с харизмой, граничащей с одержимостью. Если хотите, типажа Троцкого.

Конечно, для многих будет приятен второй путь. Однако замечу: а откуда появится тот актив, который не засорен идеями, о которых я писал выше? Его нет. Тут все надо создавать заново.

Увы, революции – это крайняя мера, но в наших условиях, похоже, она единственно верная.

Только кардинальные изменения позволят сохранить творческий союз в боеспособном состоянии. Если этого не случится, то новую федеральную премию создадут в Министерстве культуры России при полной поддержке театров, которые сохранили свою идентичность и самостоятельность. На наше счастье, наши деды создали хорошую культурную базу. Эти театры работают, у них огромная зрительская поддержка и любовь.

Такой человек, на мой взгляд, есть. Это Владимир Машков.

Человек, одержимый театром, своей страной, имеющий огромный авторитет. На сцене и на съемочной площадке он остается самим собой. Нам повезло, что он у нас есть.

Выживет ли Союз театральных деятелей после четвертого декабря? Кто может быть атомным реактором театральной революции?

Важно понять главное: с Союзом театральных деятелей или без него процессы очищения в нашем сообществе будут происходить. Лучше, конечно, чтобы с ним.

В интересное время мы живем. Недавно говорил с одной очень известной пианисткой о том большом количестве новых интересных и талантливых имен, о которых узнала наша общественность после того, как распиаренные имена покинули страну. Богата наша страна на таланты. Расхожий лозунг оказался верным.


Поделиться в соц.сетях
Александр Савин
СultVitamin
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

  1. Сергей

    Хорошо, что вопрос о деятельности театров, все-таки есть в повествует дня. Руководство СТД должно пересмотреть свою театральную политику в оценке репертуара театров и его соответствие потребностям зрителей и общества для развития и понимания процессов, происходящих в стране! Владимир Машков может внести новую жизнеутверждающую повестку в работу СТД!

    Ответить