Все как обычно

Все как обычно Культ. Публикации
2 марта исполнился год со дня ухода из жизни замечательного новосибирского живописца, блестящего театрального художника и учителя Владимира Афанасьевича Фатеева. В этот день в Арт-центре «Красный» открылась выставка его работ, некоторые из которых, как это ни печально, оказались его последними произведениями. О Владимире Фатееве вспоминает писатель и куратор выставочных проектов Сергей Тиханов

Осенью 2001 года в самой живой и яркой тогда точке художественной жизни Новосибирска, галерее «Старый город» проходила выставка Владимира Фатеева. И однажды я стал свидетелем того, как там бушевал подвыпивший бизнесмен. «Что вы мне тут говорите — художник! — возмущался он. — Что я, совсем не соображаю? Это все ребенок нарисовал! Ре-бе–нок!»

Тогда меня это, конечно, покоробило, но сейчас я понимаю, что в чем-то он был прав, этот бизнесмен. В Володе Фатееве было очень много от ребенка. Не в смысле коротких штанишек, конечно, а в том смысле, в котором говорили с высоты XIX века об античной Греции философы: свободное, гармоничное развитие, неразрывность мысли и образа, стремление к вечному идеалу. Мне кажется, что Володя не смог бы объяснить что такое, например, зависть. Хотя он мог быть очень строг в своих оценках, очень требователен к себе, к коллегам по цеху, к актерам театра Сергея Николаевича Афанасьева.

Никогда не забуду, как Володя поддержал нас со Светланой, когда с нами произошло страшное несчастье, когда мы потеряли младшего сына. Он просто принес Светлане коробочку с клубникой. И это было неизмеримо дороже всех пусть самых искренних, но совершенно бесполезных слов: в трескучие декабрьские морозы ягоды согрели навсегда раненую Светлану, они словно впитали в себя не только солнце, но и Володину заботу.

Все как обычно

Вообще наши с Володей отношения странным образом переплелись с судьбой нашего сына. Ведь на ту выставку мы пришли с Сашенькой в первый день, когда он приехал в Новосибирск, чтобы показаться врачам (тогда мы еще не знали насколько все страшно, а Сашенька, как и позже Володя, уже догадывался, что с ним происходит). Мы хотели показать ему что-то самое невероятное, самое важное в Новосибирске (так случилось, что наш младший сын вырос в другом городе), а самым невероятным и важным для нас была выставка Владимира Фатеева в «Старом городе». А ушел Сашенька почти в один день с Володиным днем рождения и это был единственный раз, когда я не поздравил Володю.

А меня тогда же Володя попросил быть куратором его выставки. Да, я стал куратором одной из выставок Владимира Фатеева. Конечно, это очень громко сказано, — с таким же успехом я могу заявлять, что был продюсером альбома Machine Head группы Deep Purple… Володя был настолько крупным и самодостаточным художником, что никакой куратор ему и не был нужен, разве что «куратор на площадке» — а уж с этими обязанностями я справился легко и с удовольствием…

И конечно — церемония открытия выставки! После нее мне было строго указано на «не совсем уместную» манеру ведения, якобы я говорил — а вернее, «развыступался как с броневика». Очень жаль, что не все тогда смогли оценить, что своими приподнято-торжественными словами я хотел подчеркнуть разницу между всеми нами — часто преследующими эфемерные цели, иногда непомерно раздувающими собственную значимость — и невероятно скромным Владимиром Фатеевым, обладающим при этом божественным талантом. Не увидели моей иронии, — ну и ладно, а я считаю то открытие в феврале 2012 года самым лучшим из моих открытий за 25 лет работы в Художественном музее.

Все как обычно

Та выставка называлась «Живопись. Графика. Театр. Ученики». Согласитесь, далеко не каждый художник сможет указать свою педагогическую деятельность как одну из главных целей своей жизни. Ученики! Вот с кем Владимир Фатеев щедро делился, за кого переживал, за кого радовался! Очень важно, что он будет продолжать жить в своих учениках не только творческими моментами, но и самыми лучшими человеческими качествами.

Два года назад я дошутился с неконтролируемым давлением и оказался в реанимации. Заново приходилось учиться ходить, по крупицам собирать волю к выздоровлению. И вот во время одной из моих первых прогулок, мне позвонил Володя, он хотел… узнать, как я себя чувствую! Когда я прикасался к нему, я чувствовал нестерпимый жар, казалось, он горит изнутри. И при этом Володя не переставал заботиться о друзьях, не мог не поддержать их. Не могу сказать, что я истово верующий человек. Но когда я думаю о Володе, вспоминаю каким внимательным, заботливым и добрым он был, я абсолютно уверен в существовании Бога. И никаких доказательств тут не нужно.

На выставке, которая открылась в Арт-центре «Красный», представлена и самая последняя Володина работа «Невские трамвайчики». В ней нет ни капли страха, грусти или боли. Наоборот, все радостно и празднично. Спешат по Мойке или Фонтанке прогулочные катера, беззаботные отпускники рассматривают достопримечательности. Шумит город, где Владимир Фатеев учился и который он так любил. Все как обычно. Только Володи больше нет.

Фотографии Игоря Шадрина

Хотите знать о новых публикациях на сайте?

Предлагаем оформить подписку! Обещаем никогда не спамить. Взгляните на нашу политику конфиденциальности.


Поделиться в соц.сетях
Сергей Тиханов
СultVitamin
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.