Тот самый Сережа Есенин и его женщины

Тот самый Сережа Есенин и его женщины Культ. Публикации
Одна из самых резонансных премьер театральной Москвы спектакль МХАТа им. Горького "Женщины Есенина" в Новосибирске 15, 16 и 17 июня на сцене театра "Глобус"

С 3 декабря 2021 года, со дня премьеры, спектакль прошел при аншлагах 25 раз при постоянно сопутствующем ажиотаже.

«Роман без вранья», написанный другом Сергея Есенина — Анатолием Мариенгофом, в советское время передавали из рук в руки. У Есенина в СССР была колоссальная популярность. При этом книги поэта были малодоступны довольно продолжительное время – с конца 1920-х до конца 1940-х, в период борьбы с «есенинщиной». Возможно, именно эта малодоступность стала причиной всенародной любви к поэзии Есенина. Для многих ныне живущих советских людей некий ореол запретности существует до сегодняшнего времени, хотя в последние десятилетия поэтических сборников Есенина, его собраний сочинений и жизнеописаний выпущено великое множество. Было даже несколько серьезных расследований обстоятельств его гибели, а о романах и гулянках поэта не написал только ленивый.

В отношении личности Сергея Есенина сам я всегда задавался одним вопросом: как простой паренек из деревни в Рязанской губернии смог стать поистине знаковой фигурой в, скажем так, гламурной тусовке своего времени? Как он смог покорить сердца пяти женщин, среди которых только его последняя жена – Анна Изряднова – была обычной женщиной, а все остальные – знаковые фигуры того времени, можно сказать, культовые.

Как это стало возможным? Что происходило в душе Есенина в короткие периоды его очередного брака? Ведь даже при его богемном образе жизни про него не скажешь, что он был гламурным. Есть другие определения его характера и поведения, но только не «гламур».

Знаю двух авторов, которые изучили практически поминутно жизнь двух великих советских поэтов 20-х – 30-х годов XX века. Один из них – новосибирец, бывший главный редактор журнала «Сибирские огни» Анатолий Никульков, выпустивший роман о Маяковском «На планете, мало оборудованной», а второй – Захар Прилепин, недавно издавший книги «Есенин. Обещая встречу впереди» и антологию поэзии того времени.

Если о переносе на сцену биографии Маяковского наши местные театралы не озаботились, то в Москве спектакль о жизни Есенина через призму его отношений с женщинами был поставлен на сцене МХАТа имени М. Горького в декабре 2021 года. По сути, «Женщины Есенина» – первый спектакль МХАТа, выпущенный после того, как его возглавил Владимир Кехман. Конечно, новый руководитель театра вложил в постановку и продвижение спектакля все свое умение и немалый театральный опыт.

Мощный материал, возможности постановочной группы и энтузиазм актеров, помноженные на опыт, чутье и невероятную энергию Кехмана не могли не принести результата. Спектакль стал заметным событием сезона 2021-2022 года в театральной Москве.

Когда появилась возможность организовать гастрольный тур МХАТа в Екатеринбург, Челябинск и Новосибирск, то именно в столице Сибири, которой Кехман отдал семь лет жизни, он хотел показать спектакль «Женщины Есенина» и все для этого сделал. 15, 16 и 17 июня на сцене театра «Глобус» проживут короткую театральную жизнь рязанский паренек Серёжка Есенин и любившие его женщины.

«Страсти поэтической жизни, поломанные женские судьбы, выцветание души и, наконец, сложность мироустройства и человеческих чувств — до понимания этого надо всё-таки дорасти. Но если вы, чистая душа, ни сном ни духом не ведаете об этом, смело идите во МХАТ: актёры и актрисы, с триумфом презентовавшие спектакль, помогут вам погрузиться в есенинскую судьбу и изнутри пережить всё это!»

— отзывается о премьере культурный обозреватель Олег Демидов.

Вот как описала свои ощущения от работы над спектаклем и его жизни в театре режиссер-постановщик Галина Полищук:

«Сыграли 25 спектаклей при постоянных аншлагах. Это редко для театра. Сам театр тоже вырос профессионально за это время – стал четким, собранным, строгим, каким и должен быть академический театр – МХАТ. «Женщины Есенина» – спектакль очень любимый, как зрителями, так и коллективом спектакля. Хотя иначе и быть не может – все взаимосвязано. Здесь нет мелочей: они все, как сталкеры пускаются в путь, просят не ставить им в этот день репетиций, настолько им важно его сыграть, спектакль сложный и по устройству, и по актерским задачам. Именно поэтому, так сосредоточены их лица. Именно поэтому, они не простят ошибок никому: ни друг другу, ни свету, ни звуку, ни монтировщикам. Это их спектакль, их театр – куда они не пустят халявщиков и чужих. И что особенно дорого – они горды театром и спектаклем, это очень трогательно и мило. Наверное, это и есть тот самый забытый патриотизм, который именно сегодня заставляет задуматься: а у нас есть МХАТ с его великой историей, и у нас есть – Есенин. Люблю их за эту силу и ответственность, за любовь к профессии и уважение к себе. Спасибо».

Когда есть возможность дать высказаться о событии его участника, то лучше это сделать. Далее о спектакле будут говорить его создатели и актеры, сыгравшие главные роли. Мы добавили к их комментариям биографические справки о героях этой истории.

Тот самый Сережа Есенин и его женщины
Женщины Есенина

ЕЛЕНА ИСАЕВА-драматург, автор инсценировки

О Сергее Есенине можно написать не одну пьесу, а несколько. И огромная работа Захара Прилепина, восстановившего жизнь поэта почти день за днем, безусловно, позволяет это сделать. Мне было бы очень интересно подумать на темы: «Есенин и власть», «Есенин и слава», «Есенин и его окружение», «Есенин и русская деревня»…

Однако тему определил театр: женщины Есенина. И эта тема ничуть не хуже других — ведь то непередаваемо и неумолимо роковое, что висело над его «золотой̆ головой̆», можно увидеть и в отношениях Сергея с женщинами. Предчувствуя свою раннюю гибель, поэт инстинктивно, как все мы, искал спасение в любви. В моем представлении каждая новая женщина Есенина — это еще одна попытка уйти от бесприютности,
не только бытовой̆ (никогда не было своего угла), но и душевной̆ неприкаянности. Космическое одиночество, которое ощущает любой̆ большой̆ поэт, не покидало его ни на секунду. И от этого тяжелого груза Есенин пытался освободиться с помощью любящих его женщин — любящих самоотверженно, по-настоящему. Но мог ли он также любить, если масштаб его личности не умещался ни в одной̆ отдельно взятой любви, ни в одной стране, ни на одной планете и вообще во времени? Слишком огромен был посланный ему талант, слишком безжалостно было отведенное ему время. В топку его гениальности летело всё — в том числе и женщины.

Тот самый Сережа Есенин и его женщины
Елена Исаева

Не созданный̆ для семьи Есенин много чего должен был успеть — этого требовал его дар, и, поставив этот дар во главу угла, поневоле поэт сам был жесток к друзьям, к подругам и даже к матери, которой̆ не сумел простить сводного брата на стороне.

Он не мог останавливаться, он шел мимо, обжигая, делая больно или озаряя недолгим счастьем. И женщины понимали это и смирялись, и растили его детей. И часы, проведенные с ним, всё равно оставались самыми значимыми в их жизни. Спасти его они не могли. Есенин должен был сгореть, и он сгорел. А всех его женщин объединяло одно неизбывное чувство — чувство вины. Если погибает близкий человек, а ты видишь это и ничего не можешь сделать, то всё равно тебя захлестывает отчаяние: а вдруг я не все предприняла, а вдруг все же можно было что-то придумать, удержать, остановить. И каждая спасалась, как могла — Райх пыталась забыться, уйдя в актрисы, в браке с успешным режиссером, Изряднова искала спасение в сыне, Толстая занялась его наследием, Бениславская спасения не нашла, Айседора, такая же космическая фигура, как и Есенин, пережила его ненадолго. Мать и отец, потеряв сына, последние годы жизни почти не общались, хоть и жили в одном доме.

ГАЛИНА ПОЛИЩУК — режиссер-постановщик

Для меня важно со сценографом найти форму спектакля, ту единственно правильную, которой будет подчинено все: и принцип существования актёра, и костюмы, и звук, и свет. Здесь было важно соединить конструктивизм, модернизм, революционность того времени, центральное место в нем поэта, его мироощущения с сегодняшним постмодернистким холодом, влекущим за собой наше тяготение к его поэзии, как к Солнцу, где можно обогреться.

Все начинается, увы, с финала его жизни, с песни «Погасло солнце». Все, кто прикоснулся к нему, жил, обогретый его лучами, сейчас ощущает невероятную боль и холод.  Как теперь?

Мысли бегут туда, где он, где его талант, безумие «золотой головы» и неимоверное тепло. Каждой хочется принадлежать ему и быть единственной, но возможно ли это? Что-то было в этом человеке, неземное, что выделяло его среди прочих, было точное ощущение, что он обладает другой энергией, возможно, это болезнь, которая проявлялась уже в детстве (рассказывает мать), возможно, это некое особое предназначение — быть со всеми и ничьим одновременно, превозмочь время, уйти, но остаться. Поэт и пророк не может принадлежать кому-то. И еще, что интересно, что этот космический мальчик родился в селе, которое «и будет знаменито, что он там жил». Однажды он скажет Маяковскому: «Россия — моя». Любовь к России, революция, непонимание происходящего, больного и жёсткого, будет заставлять его уходить из неё.

Тот самый Сережа Есенин и его женщины
Галина Полищук

Он жил так, чтобы пережить своё время. О чем он и мечтал еще при жизни. Соответственно и принадлежать он не мог никому. Отсюда для меня и вытекает финал: «он любит ту, чью перчатку сейчас держит в руке». Он не помнит, чья эта перчатка. Забыть ее могла любая, читающая его стихи. Эта такая ирреальная перчатка. Она может быть твоей, моей, той, кто завел его страничку в Фейсбуке, той, кто, прочитав «Письмо женщине», понимает, что это про них с любимым. Но чтобы потомки осознавали свою близость с ним, ему одной любви, одной женщины было мало. Чтоб познать всю метафизику любви, ему их нужно много… много таких же планетарных, как он. Конфликт с неприятием действительности начался еще в детстве, от осознания разделенности мужчины и женщины — на примере родителей. Дальше эта история только усугублялась. Попытка схватиться, удержаться за ту или иную «свою» не принесла результатов. И он неминуемо шел к гибели, сгорал, как Икар, никто уже не мог его согреть. И тут в финале для меня важен текст, что он нигде, ибо он — во всех. Он в космосе, он в книгах, в песнях, в телефонах. Он принадлежит той, кто оставит перчатку в его кармане.

АЙГАРС ОЗОЛИНЬШ — художник-постановщик

С Галиной Полищук мы работаем давно. Мне нравятся ее спектакли и как она работает. Сперва мне нужно услышать от режиссера, что он хочет сказать этой постановкой, и как ему помочь это сказать. Потом я как сце- нограф предлагаю различные варианты.

Так и работают люди различных творческих профессий. Мне самому нравится, когда мне что-то предлагают художники по свету или сотрудники цехов по производству декораций. Любую хорошую идею можно сделать еще лучше. Создание спектакля — это творческий тандем, диалог.

Тот самый Сережа Есенин и его женщины
Айгар Озолиньш

Для этой постановки я хотел найти сильный символ, чтобы он остался в памяти людей после просмотра спектакля. И я подумал о солнце! Я решил, что это должно быть бешенной яркости освещение, заливающее волшебным солнечным светом, весь зрительный зал. И этот символ обыгрывается максимально. Воплощение идеи — дело техники. Это и светоигровые моменты, и проекции… Как художник я использую одну прозрачную краску, которая покрывает полотно и собирает вместе все яркие пятна. В эскизах я задал много сюрреалистических моментов: играл с тенями деревьев, добавил воспоминания Есенина…

Принцип работы Галины Полищук: в центре стоит актер, который может сыграть все. Он обживает пространство при помощи минимального реквизита. Потому в этом спектакле просто не могла появиться какая-нибудь натуралистичная деревянная изба. В сценографии используется принцип минимализма.

В Латвии я уже сталкивался с идеей постановки о Сергее Есенине. Спектакль, к сожалению, не получился, но я много смотрел и читал про поэта. Для «Женщин Есенина» я предложил использовать образ татуировки с изображением Есенина. Это подчеркивает ту мысль спектакля, что поэт — жив. И люди хотят, чтобы этот знак был постоянно с ними. Они продолжают жить с его стихами.

«Женщины Есенина» в день памяти поэта на сцене МХАТа им. Горького:

Драматург Елена Исаева оставила из книги, в которой более тысячи страниц, женские главы: отношения поэта и его муз – матери, Анны Изрядновой, Зинаиды Райх, Галины Бениславской, Айседоры Дункан и Софьи Толстой. А режиссер Галина Полищук, работавшая в Латвийском национальном театре, поставила драму, где неприглядная проза жизни сочетается с гениальной поэзией, надежды революции – с крахом любви, болезненная меланхолия Серебряного века – с хмельным весельем дружеских

ИРЭНА БЕЛОУСОВА — художник по костюмам

Галина Полищук, на мой взгляд, очень тонкий режиссер. В нашей предыдущей работе (спектакль «Олеся» в театре EtCetera) ей удалось создать удивительную атмосферу: очень нервную, мистическую и чувственную, и для меня не понятно, каким образом достигаемую. Поэтому участвовать в работе над постановкой «Женщины Есенина» было для меня и любопытно и необычайно познавательно. Мы решили не идти путем воссоздания реальных исторических персонажей с портретным сходством, хотя это и очень соблазнительно.

Я считала своей задачей передать ощущение времени, найти «код» и особенности каждой личности. Что касается образа самого Есенина, его гений и талант очевидно настолько сложны, противоречивы и объемны, что предметное, фотографическое копирование читалось бы неприемлемо банально.

Тот самый Сережа Есенин и его женщины
Ирэна Белоусова

На сцене присутствуют главные персонажи и группа людей, которые переходят из образа в образ. Делают они это лишь силой своего актерского мастерства, меняя в облике лишь небольшие детали. При создании образов хотелось быть предельно корректной̆: ведь герои — реальные персонажи.

Галина Полищук не любит, когда костюм выглядит так, будто человек нарядился, и в этом я с ней согласна. Хотелось убрать ощущение театрального костюма, чтобы все было приближено к естественному существованию. Персонажи получаются будто с эффектом сепии, Бениславская — чуть ли не единственное цветное пятно. У нее строгий костюм сумасшедшего желто-оранжевого цвета. Она должна быть самой сдержанной, но ее костюм — на разрыве эмоций. Костюм Айседоры во время танца родился совершенно спонтанно: мы выбирали для репетиций на складе самую легкую по весу ткань, которая была в наличии, и ей оказалась красная подкладка. И совершенно случайно это платье вошло в спектакль как символ ее революционных идей.

Отец и МАТЬ: Александр Никитич Есенин (1873–1931); Татьяна Фёдоровна Титова (1875–1955)

Есенин родился и жил в неблагополучной семье: мать выдали замуж силком, и лада с мужем не было. Отец 12 лет работал приказчиком в лавке мясника в Москве, изредка наведываясь в деревню, мать, оставшись дома, нашла себе другого мужчину, прижила от него ребенка и уехала на целый год в Рязань. Маленький Сережа чувствовал себя сиротой.

Именно к матери испытал он первое чувство маниакальной ревности, которое, повзрослев, перенес на всех своих женщин. Обида на отца, простившего мать, сказалась на автобиографиях поэта: об отце Есенин вспоминает крайне скудно, хотя тот любил сына, чувствуя его талант, заботился о нем. От него и от матери унаследовал Сергей исключительную музыкальность. Мать же становится прототипом роковой женщины. Именно ей посвящает 15-летний Есенин жестокий стих «Хороша была Танюша». А классическое «Письмо к матери» адресовано ласковой, богомольной бабушке, Наталье Евтихиевне, с которой Есенин провел раннее детство:

Тот самый Сережа Есенин и его женщины
Родители

Я вернусь, когда раскинет ветви

По-весеннему наш белый сад.

Только ты меня уж на рассвете

 Не буди, как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечталось,


Не волнуй того, что не сбылось,-

Слишком раннюю утрату и усталость

Испытать мне в жизни привелось.

И молиться не учи меня. Не надо!

К старому возврата больше нет.

Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет…

‹1924›

«Страшная судьба “запасной жены” Сергея Есенина»:

Сергей Есенин знал, что уничтожал женщин, находившихся с ним рядом. И, зная это, он пытался спасти тех, кем дорожил и вовремя оттолкнуть от себя.

Несмотря на интригующее название в духе заголовка «Экспресс-газеты», главная задача постановки вовсе не рассказ о специфических любовных историях Есенина, а, скорее, попытка проникнуть в творческую лабораторию и показать «Из какого сора» растут прекрасные стихи.

ЕКАТЕРИНА СТРИЖЕНОВА — исполнительница роли Матери

МХАТ занимает особое место в истории моей семьи. Здесь работал мой свекор — народный артист СССР Олег Стриженов, моя свекровь — народная артистка РСФСР Любовь Стриженова и мой муж — Александр Стриженов! Надо ли говорить, что с юности я пересмотрела весь репертуар в Московском Художественном, неоднократно была за кулисами, но никогда не думала, что тоже когда-нибудь выйду на эту сцену!

Приглашение на роль матери Есенина, Татьяны Фёдоровны, было для меня полной неожиданностью. Долго думала: актёры уже полгода репетировали. Но когда посмотрела прогон, согласилась.

Очень сильное впечатление от того, как режиссёр Галина Полищук раскрутила энергетическую воронку! Здесь нет второстепенных героев, главные все, надо только дождаться своего часа. Флэшбеки переносят нас из одного времени в другое. Начинается спектакль с похорон, когда моей героине уже 50, а потом мы видим, как складывалась ее судьба, начиная с замужества! Появилась возможность рассказать людям о реальной женщине, которая родила миру гения!

Тот самый Сережа Есенин и его женщины
Екатерина Стриженова

Я училась говорить с рязанским акцентом, но надо было учитывать и индивидуальность Татьяны Фёдоровны — помогла одна единственная запись ее интервью, когда ей уже было 80 лет! Весь материал, который я изучала, начиная с книги Захара Прилепина и заканчивая воспоминаниями современников, говорит о том, что это была очень видная женщина, интересная, с характером! Не хотела выходить замуж без любви, так ее неделю в погребе держали, чтоб не сбежала. Со свекровью ужиться не смогла, ушла к родителям. Потом с ними оставила Серёжу и уехала в город на заработки. Влюбилась и родила на стороне сына — а ведь в то время это было немыслимо — считалось, что весь род опозорила! Но муж так ее любил, что предложил вернуться в Константиново… Но при условии, что незаконнорожденного отдадут в приют: отдали кормилице. А Сергей, когда вырос, так и не простил матери предательство отца. И потом, через призму родительских отношений, строил уже свои … часто не доверял, обвинял и ревновал, сравнивая всех женщин с матерью! Следуя за Есениным, за его отношениями с любимыми женщинами, мы пытаемся понять, кто виноват в его смерти?! Почему ушёл так рано…

Преодолев внутреннее сопротивление, я доверилась нашему режиссёру. Галина Полищук чётко понимала, чего она хочет от спектакля, и как этого добиться от нас. Вы увидите жизнь самого знаменитого русского поэта ХХ века через его отношения с женщинами, с друзьями, с поэзией, с родиной!

АЙСЕДОРА ДУНКАН (1897–1926)

Легендарная «босоножка» Айседора Дункан приехала в красную Россию по приглашению Луначарского утверждать свободный танец — «божественное отражение человеческого духа». Мировой звезде обещали «тысячу детей», храм Христа Спасителя и императорский дворец в Ливадии. Айседора залечивала душевные раны, потеряв в 1913 году в автокатастрофе сына и дочь. В России ей не досталось ничего из обещанного — лишь безумная любовь к златокудрому гению — Сергею Есенину. Восемнадцатилетняя разница в возрасте и незнание языка не мешали чувству: «после нее мне молодые кажутся скучными», — делился поэт. А друзьям оставалось лишь завидовать и недоумевать. Впрочем, и этот союз не был долгим, совместное путешествие в Европу и Америку ввергло Есенина в депрессию, и в 1924 году он порвал с Дункан окончательно. Весть о самоубийстве Есенина настигнет Айседору уже во Франции, а в 14 сентября 1927 года и ее жизнь трагически оборвется «в рифму» со смертью поэта.

Тот самый Сережа Есенин и его женщины
Айседора Дункан

Сыпь, гармоника! Скука… Скука…

Гармонист пальцы льет волной.

Пей со мною, паршивая сука,

Пей со мной.

Излюбили тебя, измызгали,
Невтерпеж!
Что ж ты смотришь так синими брызгами,

Иль в морду хошь?

В огород бы тебя, на чучело,

Пугать ворон.
До печенок меня замучила

Со всех сторон.

Сыпь, гармоника! Сыпь, моя частая!

Пей, выдра! Пей!
Мне бы лучше вон ту, сисястую,

Она глупей.

Я средь женщин тебя не первую,

Немало вас,
Но с такой вот, как ты, со стервою

Лишь в первый раз.

Чем больнее, тем звонче,

То здесь, то там.
Я с собой не покончу,

Иди к чертям.

К вашей своре собачьей

Пора простыть.

Дорогая… я плачу…

Прости… прости…

‹1923›

 Примечание. Дункан обожала красный шарф. «Дунькин платок», — так называл его ее муж Сергей Есенин. Она села в открытую машину , машина тронулись, шарф попал в ось автомобиля и мгновенно сломал ей шею. Смерть была мгновенной. Она ничего не успела почувствовать.

Есенин не как сахарный внук бабушкиной подруги:

Авторов больше интересует жизнь как метафора творчества. Перед нами не линейное повествование, а калейдоскоп стильно поданных сцен. Эти сцены объединены настроением, образом, стихами, танцами и вообще всеми видами искусства. <…> Не вербально, а мгновенно, от сердца к сердцу к аплодирующим приходит осознание главной идеи спектакля. Искусство – сильнее всего. И поэтому неважно, как жил Есенин и что делал. Поэту можно все.

… этот спектакль – лучшее, что я видела на сцене МХАТа за последние годы.

… радость от того, что со мной, наконец, заговорили на современном языке, в который интересно вникать, – была. Как сказали бы имажинисты, вонзили в ладонь моего зрительского восприятия занозу образа.

ЕКАТЕРИНА ВОЛКОВА — исполнительница роли Айседоры Дункан

Когда мне поступило предложение сыграть Айседору Дункан, спектакль уже репетировали. Мне понравился язык, которым разговаривает режиссер Галина Полищук, сочинительский театр мне достаточно близок.

Тот самый Сережа Есенин и его женщины
Екатерина Волкова

Я сама была замужем за революционером и поэтом Эдуардом Лимоновым. Красивой женщине всегда хочется быть рядом с гением. В мировой истории существует несколько ярких и трагичных историй любви. В жизни Сергея и Айседоры осталась загадка: Есенин повесился сам или был убит? А через два года она трагически погибает: шарф намотался на колесо, будто Есенин ее забрал с собой. Время было страшное для нашей страны и всего мира. Но увлеченность революцией и желание изменить мир было искренним. Сейчас мы уже понимаем, что это — утопия.

Всеми осуждаемая из-за разницы в возрасте женщина, пережившая трагическую смерть своих детей, находит в себе силы отдаться новому чувству. После того, как машина с детьми ушла под воду, только танец и искусство спасают ее от сумасшествия. И тут она видит Его, Есенина, столь похожего на ее сына. Она чуть-чуть сошла с ума.

Айседора давала Есенину недостающую с детства материнскую любовь и принимала его безусловно. Он бил ее, а она все равно целовала этот кулак и прощала ему все. В какой-то момент это начало разрушать их жизни. Она не винила его, лишь себя: «Это моя вина, что я увезла его из России, моя вина».

Она уникальная сильная женщина, великая танцовщица, революционерка в балете: основательница свободного танца. Это танец природы, танец чувств, танец невытянутого носка, ода натуральности.

Роль Айседоры прибавила мне силы. Я играю женщину, которая нашла в себе силы жить и обрела любовь, искусство для нее —тоже любовь. Каждый день проживала как последний. И эта яркая вспышка, последняя любовь, похожая на агонию, прекрасна.

ГАЛИНА БЕНИСЛАВСКАЯ (1897–1926)

Грузинка по матери и француженка по отцу, урожденная Карьер, Галина воспитывалась у тетки и получила фамилию отчима — Бениславская. Окончила с золотой медалью гимназию в Петербурге, вступила в партию большевиков и уехала изучать естественные науки в Харьковский университет. А когда город захватили белогвардейцы, она добралась до Москвы, чудом избежав расстрела и от белых, и от красных. В 1923 году Галина устроилась в московскую газету «Беднота», где проработала до конца жизни. А с 1920 года началась ее любовная история с Есениным. Бениславская стала литературным секретарем поэта, обустраивала его материальный быт и считала себя единственным его другом и советчиком. Она разорвала отношения с бывшим возлюбленным, тяжело переживала измены и разрывы с Есениным, а после рокового самоубийства, в декабре 1926 года застрелилась на могиле поэта на Ваганьковском кладбище. В предсмертной записке было написано: «В этой могиле для меня все самое дорогое…»

Тот самый Сережа Есенин и его женщины
Галина Бениславская

Я помню, любимая, помню

Сиянье твоих волос.
Не радостно и не легко мне

Покинуть тебя привелось.

Я помню осенние ночи,

Березовый шорох теней,

Пусть дни тогда были короче,

Луна нам светила длинней.

Я помню, ты мне говорила:

«Пройдут голубые года,
И ты позабудешь, мой милый,

 С другою меня навсегда».

Сегодня цветущая липа

Напомнила чувствам опять,

Как нежно тогда я сыпал

Цветы на кудрявую прядь.

И сердце, остыть не готовясь,

И грустно другую любя.
Как будто любимую повесть,

С другой вспоминает тебя.

‹1925›

Во МХАТе сошлись все женщины Есенина:

«Женщины Есенина» вызовут споры по содержанию. К гадалке не ходи – найдутся оскорбившиеся за русского поэта, но нельзя не согласиться с тем, что Галине Полищук и команде, работавшей над спектаклем, удалось передать образ – и поэта, и его стихийного и талантливого творчества, – тот вихрь, в котором он жил, любил, страдал, писал и сгинул по собственной воле. <…> В нем практически одновременно существуют ярость любви, поэзии и революции (политические акценты, к счастью, не преобладают, но обозначены). Все это сталкивается и разлетается в одном пространстве, в бесшовной режиссуре мизансцен.

АГНИЯ КУЗНЕЦОВА — исполнительница роли Гали Бениславской

Я давно хотела попробовать себя в каком-то большом, значимом материале. А поэт Сергей Есенин — великая личность, гений. Было очень интересно прикоснуться к его биографии, сыграть одну из его любимых женщин. Для меня большая честь быть на сцене МХАТ.

Здесь замечательный коллектив. Я привыкла, что всюду я чужой человек, приглашенная актриса. Волновалась, как меня примут, но мы быстро сдружились, здесь все друг другу помогают. Театральная труппа МХАТ им. М. Горького — одна большая крепкая семья.

Тот самый Сережа Есенин и его женщины
Агния Кузнецова

Галина Бениславская — смелая, безумная женщина в хорошем смысле этого слова. Женщина, которая посвятила всю свою жизнь великому поэту. К сожалению, она была коротка: Галина окончила жизнь самоубийством на могиле Есенина. Я не оправдываю этот поступок, самоубийство — страшная вещь, это не по-христиански, идет против самой природы человека, против божественного начала, против мира и любви. Эта тема тоже будет затронута, но наш спектакль о главном — о жизни поэта, гения, о том, как он писал стихи, и какие женщины его вдохновляли, какая она, его Россия — именно это стоит показывать зрителю.

Бениславская — женщина, которую он не любил в плотском смысле, но она была ему необходима как воздух. Именно она помогала и вытаскивала его из всех черных событий его жизни, боролась за него до самого последнего телефонного звонка. А после его смерти собирала архив и все время думала только
о нем. Она дышала им, он был смыслом ее жизни. Их связь — отношения двух друзей, двух соратников, разнополых, но абсолютно понимающих друг друга. Они оба были склонны к самоуничтожению, понимали степень безумия этого мира и были на одной волне. Возможно, это даже выше, чем классическая любовь между мужчиной и женщиной.

ЗИНАИДА РАЙХ (1894–1939)

Социал-демократические взгляды Зинаида Райх унаследовала от отца, железнодорожного машиниста и чуть не лишилась из-за этого свидетельства об образовании: сначала гимназического, затем Высших женских курсов в Киеве. С Есениным судьба ее свела в Петрограде, в редакции эсеровской газеты «Дело народа», а 30 июля 1917 года экстравагантная девушка и поэт обвенчались в церкви далекого Вологодского уезда. Брак продержался до 1921 года. На руках у Райх остались трехлетняя дочь Татьяна и годовалый сын Костя. Тогда же Райх поступила в Высшие режиссёрские мастерские в Москве, где училась вместе с С. М. Эйзенштейном, а через год вышла замуж за руководителя мастерских Всеволода Мейерхольда, сделалась ведущей актрисой его театра и звездой московской богемы. Детей Есенина Мейерхольд усыновил, к Зинаиде, ради которой оставил семью и трех дочерей, относился нежно. Но встречи Райх с Есениным продолжались до самой смерти поэта. Он так и остался ее первой любовью.

Тот самый Сережа Есенин и его женщины
Зинаида Райх

Вы помните,
Вы всё, конечно, помните,
Как я стоял,
Приблизившись к стене,

Взволнованно ходили вы по комнате

И что-то резкое
В лицо бросали мне.

Вы говорили:
Нам пора расстаться,
Что вас измучила
Моя шальная жизнь,
Что вам пора за дело приниматься,

 А мой удел—
Катиться дальше, вниз.

Любимая!
Меня вы не любили.
Не знали вы, что в сонмище людском

Я был, как лошадь загнанная в мыле,

Пришпоренная смелым ездоком.

Не знали вы,
Что я в сплошном дыму,
В разворочённом бурей быте
С того и мучаюсь, что не пойму —

Куда несет нас рок событий.

‹1924›

АЛИСА ГРЕБЕНЩИКОВА — исполнительница роли Зины Райх

Райх с Есениным знакомятся в 1917 году. Это время трагического перелома, который не мог не отразиться на современниках, особенно на людях творческих. То, что Зинаида Райх проходила не по кромке этих событий, а была в самой гуще — одно из важнейших ее проявлений в спектакле. Райх-актриса здесь не так интересна, как Зина — революционерка, активистка, человек, которому не безразлична судьба страны. Революция — смерч, который сначала вынес ее наверх, затем уничтожил.

Сложные отношения Зинаиды Николаевны с Сергеем Александровичем в первую очередь обусловлены ее характером — страстным, непримиримым, своенравным. Возможно, Райх очень напоминала поэту его мать, это и притягивало к ней, и отталкивало. Она была женщиной с «крепкой рукой», которая вела хозяйство, растила детей и отчасти управляла его жизнью. Благодаря ее работе в партийном аппарате их семья переехала в Москву… А если ты сильно вкладываешься в человека, то разлюбить навсегда, наверное, невозможно. Тем более, когда двое общих детей.

Тот самый Сережа Есенин и его женщины
Алиса Гребенщикова

Зинаида Николаевна была… нервом своего времени.

Я много лет изучаю наследие Марины Цветаевой, и обстоятельства жизни двадцатых годов прошлого века мне хорошо известны. Это время будоражит, хотя не дай бог там оказаться! И для меня стало очень важным и ценным предложение Галины Полищук стать ассистентом режиссера. Я смогла глубже, чем обычно, погрузиться в работу и вовлечь других. Мы ездили с ребятами на родину Есенина в Константиново, не раз бывали в московских музеях. Хочется сказать огромное спасибо сотрудникам и руководству этих музеев за помощь. Особенно радостно, что частью постановочной группы стали хореограф-постановщик Настя Кадрулева и композитор Серёжа Геокчаев, с которыми мы уже сделали несколько моих спектаклей.

Как ассистент режиссера, я имею возможность сидеть на всех репетициях и наблюдать за процессом. Я ловлю себя на том, что любуюсь нашим ансамблем. Это тот случай, когда работа коллег вдохновляет меня на внутреннее развитие, поднимает в профессии. Я растворяюсь в репетициях и думаю не столько
о своей роли, сколько спектакле в целом. «Женщины Есенина» — это сердце, которое бьется, любит и болит. Сейчас я думаю, что Есенин — вне времени. И я счастлива, что год своей жизни я провела, погрузившись в путешествие-изучение его жизни, а нашим капитаном была невероятно талантливая Галина Полищук!

СОФЬЯ ТОЛСТАЯ (1900-1957)

«Я познакомился с внучкой Льва Толстого и с племянницей̆ Шаляпина. Обе, мне кажется, согласятся, если я сделаю предложение», — шутливо писал Есенин другу Рюрику Ивневу. Голос Есенина зазвучал для Софьи Толстой впервые в 1921 году в кафе «Стойло Пегаса», а познакомились они 9 марта 1925 года у Галины Бениславской. В тот же день Есенин сделал Софье предложение. Она согласилась сразу. На мучительное ожидание свадьбы. На противостояние «московского хулигана» авторитету «великого старца». На неравную борьбу со смертельным недугом мужа. На побег любимого — в смерть. На миссию литературного редактора, хранителя и защитника наследия поэта.

Софья Толстая-Есенина основала фонд Есенина и первый музей — «Есенинский уголок». Передала пожизненную пенсию старикам-родителям и младшей сестре Есенина Шуре, спасла от голодной смерти семью его старшей сестры Кати, хлопотала о благополучии Тани — дочери Зинаиды Райх. Так любила.

Тот самый Сережа Есенин и его женщины
Софья Толстая и Сергей Есенин

Видно, так заведено навеки —
К тридцати годам перебесясь,

Всё сильней, прожженные калеки,

С жизнью мы удерживаем связь.

Милая, мне скоро стукнет тридцать,

 И земля милей мне с каждым днем.

Оттого и сердцу стало сниться,
Что горю я розовым огнем.

Коль гореть, так уж гореть сгорая,

И недаром в липовую цветь

Вынул я кольцо у попугая —
Знак того, что вместе нам сгореть.

В голове болотный бродит омут,

И на сердце изморозь и мгла:

Может быть, кому-нибудь другому

Ты его со смехом отдала?

Может быть, целуясь до рассвета,

Он тебя расспрашивает сам,
Как смешного, глупого поэта

Привела ты к чувственным стихам.

Ну, и что ж! Пройдет и эта рана.

Только горько видеть жизни край.

В первый раз такого хулигана Обманул проклятый попугай

1925

НАТАЛИЯ МЕДВЕДЕВА — исполнительница роли Сони Толстой

Моя героиня — Софья Толстая — последняя жена Сергея Есенина. Аристократка, продолжательница знаменитого рода Толстых, глубокая, мудрая женщина. По своему характеру она была требовательной̆ и строгой̆, и поэт понимал, что только с ней̆ он сможет обрести ощущение спокойствия и дома, оставить в прошлом разгульный̆ образ жизни.

Она, действительно, стала для него советчиком и другом. В своей̆ любви Софья была нежна и заботлива, страстна, и именно страстью объясняли увлечение со стороны Толстой этим талантливым, губительным человеком.

Тот самый Сережа Есенин и его женщины
Наталья Медведева

Моей главной задачей в роли было передать всепоглощающую тягу к великому поэту. Софья не была красавицей — крупные черты лица, несколько грузновата. Мы с Галиной Полищук, режиссёром спектакля, договорились добавить в пластику персонажа немного «угла» и неуклюжести. Главным ключом в роли стала миссия «спасти во что бы то ни стало». Безусловно, она с самого начала понимала, что ничего из этого брака не выйдет. Более того, мать часто упрекала ее в идолопоклонничестве. Но Софья решила, что это ее крест и она хочет хотя бы постараться его спасти. И сам Есенин верил, что она создаст теплый островок спокойствия. Она на самом деле боролась до конца за его жизнь, но, к сожалению, бесполезно, поэт уже был смертельно болен. После кончины Сергея Есенина Софья Толстая проделала колоссальную работу по сбору материала и открытию музея памяти поэта.

В начале работы над спектаклем я репетировала другую роль: женщины-эмансипе, поэтессы Екатерины Эйгес. После сокращения моего персонажа мне досталась роль столь непохожей на меня Софьи Толстой. Читала, думала, пробовала, искала всевозможные детали и так постепенно я нашла свою Соню. По своему складу я человек, готовый преодолевать любые сложности, которые встречаются на моем пути, чтобы добиться того, о чем мечтаю, и спасти близкого мне человека.

АННА ИЗРЯДНОВА-(1891—1946)

Среди женщин Есенина Анна Романовна Изряднова — фигура самая скромная и неприметная. Типичная московская барышня, она служила корректором, посещала Университет Шанявского и Суриковский литературно-музыкальный кружок и… влюбилась в лучшего поэта. Анна любила Есенина тихо и преданно, не осуждая и не сетуя на судьбу, о чем говорят ее воспоминания, опубликованные в 1965 году. Они поженились в 1914, но через год Есенин уехал в Петроград попытать счастья в журналах, оставив жену и маленького сына Георгия. Есенин навещал семью, а в 1925 году Анна оказалась последней возлюбленной, которую поэт посетил перед смертью. Принес кипу рукописей, растопил печку, и, не слушая уговоры Анны, сжег их. «Сказал, что пришёл проститься. На мой вопрос: «Что? Почему?» — говорит: «Смываюсь, уезжаю, чувствую себя плохо, наверное, умру». Просил не баловать, беречь сына». Это было 23 декабря 1925 года — за четыре дня до смерти Есенина. Уберечь сына не удалось: в 1937 году Георгий Есенин был расстрелян по ложному обвинению. Анна Изряднова умерла в 1946 году, так и не узнав об этом.

Тот самый Сережа Есенин и его женщины
Анна Изряднова

Гаснут красные крылья заката,

Тихо дремлют в тумане плетни.

Не тоскуй, моя белая хата,
Что опять мы одни и одни.

Не силен тот, кто радости просит,

Только гордые в силе живут.
А другой изомнет и забросит,

 Как изъеденный сырью хомут.

Не с тоски я судьбы поджидаю,

Будет злобно крутить пороша́.

И придет она к нашему краю

Обогреть своего малыша.

Снимет шубу и шали развяжет,

Примостится со мной у огня…

И спокойно и ласково скажет,

Что ребенок похож на меня.

‹1916›

Жёлтые колготки, летящие наряды:

… как книга Прилепина стала наиболее полной из существующих биографий Есенина, так и спектакль режиссёра Галины Полищук стал значимым событием в сценическом раскрытии любовных историй поэта.

Спектакль полон визуальных «якорей», на которых фиксируется взгляд: кожаный тренч гордой и любящей Райх, жёлтые колготки раздражающей своей собачьей преданностью Бениславской, невозможные летящие наряды Айседоры, которую в кои-то веки показали не полноватой старухой, а по-настоящему яркой звездой сцены, после которой Есенину «с молодыми скучно».

МАРИЯ ЯНУШЕВСКАЯ — исполнительница роли Ани Изрядновой

По-настоящему Есенина я открыла для себя только начав работать над спектаклем, хотя всегда знала его стихи и на поступлении в институт читала «Исповедь хулигана».

Анна Изряднова ментально далека от меня. Главное в ней — сострадание и понимание: она все сделает для Есенина, потому что понимает, что он — гений. Анна — серьезная московская барышня из обеспеченной интеллигентной семьи. Она одна из первых по-настоящему поверила в Есенина как поэта: устроила на более высокую должность в типографии, договорилась о печати его первой статьи в газете, подарила книгу Клюева, с которой он ходил до последних дней своей жизни. Клюев стал одним из любимых поэтов Есенина и сильно повлиял на его творчество.

Тот самый Сережа Есенин и его женщины
Марина Янушевская

Анна Изряднова любила в Есенине и поэта, и мужчину, но спокойно отпустила его от себя без скандалов, оставшись одна с сыном. Она понимала, что для него его талант и поэзия всегда будут на первом месте. Он не рожден для быта. Я считаю, что их история окончилась счастливо. Анна стала его другом и опорой на всю жизнь, всегда находилась с ним рядом и смирилась с этим положением, они продолжали общаться и состояли в пере- писке. Она — творческий человек, но не актриса, не поэт, в ней много смирения и женской мудрости. Потому ей было легче, чем Зинаиде Райх.

Сын Юра всегда гордился своим отцом, он был очень похож на него. Писал стихи, но стеснялся их показывать. Юрий стал лётчиком, в то время это была одна из самых почётных профессий. В армии был арестован (1936 год) по доносу кого-то из общей компании и вскоре расстрелян (ему было 22 года). Анна потеряла с ним связь, всю свою жизнь ждала любимого сына.

Изряднова — социальная героиня, она единственная из всех женщин в спектакле занимается домашней работой, остальные — «воздушные», погруженные в свое творчество… Такую роль я играю впервые. Обычно я сама играла «воздушных», и это для меня очень интересный опыт.

Галина Полищук — представитель современного европейского театра. Она любит творчество Бутусова и Васильева, мне тоже близки эти школы. Я успела поработать с Климом и прониклась схожей эстетикой. На репетициях мы все поддерживали друг друга, у нас сложился хороший коллектив.

СЕРГЕЙ ЕСЕНИН-(1895-1925)

Сергей Есенин прожил жизнь стремительно, как свойственно гениям, роковым баловням судьбы. Родился 21 сентября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии. Отец Александр Никитич служил приказчиком мясной лавки в Москве. Сережа воспитывался в деревне с младшими сестрами Катей и Шурой. После окончания церковно-приходской школы он отправляется в Москву к отцу, однако, в лавке не задерживается, а поступает в типографию И.Д. Сытина. Через год Есенин — вольнослушатель университета Шанявского, а в 1914 году детский журнал «Мирок» публикует его первое стихотворение «Береза».
В 1915 с легкой руки Александра Блока полсотни есенинских стихов расходятся по петербургским издательствам. Примкнув к группе «новокрестьянских поэтов», Есенин выпускает первый сборник «Радуница», а в 1918 — 1924 годах он уже имажинист, alter ego Анатолия Мариенгофа. Сборники «Трерядница», «Исповедь хулигана», «Москва кабацкая», поэма «Пугачёв» и другие раскупаются в арендованной лавке на Большой Никитской. За кассой — сам Есенин.
В кафе «Стойло Пегаса» его стихи завораживают Галину Бениславскую, Надежду Вольпин, Айседору Дункан, Софью Толстую.

Тот самый Сережа Есенин и его женщины
Сергей Есенин

Есенин много путешествует: с Айседорой Дункан — Европу и Америку, где задумывает «Черного человека» и «Страну негодяев». В Среднюю Азию, где пишет «Персидские мотивы». На Кавказ, где сочиняет «Анну Снегину». В Азербайджан, где выпускает новый сборник стихов…

Есенин сходится и расходится с женщинами, испепеляя себя любовью и ревностью. Одна из них — Галина Бениславская— покончит с собой на могиле поэта, другая — Софья Толстая — возьмет на себя заботы о его литературном наследии. В ноябре 1925 году ее последняя попытка спасти мужа от пагубного недуга терпит фиаско, и 28 декабря жизнь Есенина трагически обрывается. Множатся слухи о причине смерти, особенно в свете поднявшейся в прессе борьбы с «есенинщиной».

Одна из версий — убийство народного поэта революционными бонзами прозвучала в 1995 году в спектакле Т.В. Дорониной «Версия Англетер» по пьесе А. Яковлева. Есенин стал главным героем ее поэтических вечеров. «Он любим, как никто другой. Где бы я ни читала стихи Есенина — в Киеве, Ташкенте, Вильнюсе, Риге, Минске и так далее… — ответ … везде одинаков: пронзительная тишина, когда читаю, и овация, когда заканчиваю», — пишет Доронина в «Дневнике актрисы». Спектакль «Женщины Есенина» по книге Захара Прилепина- новое прочтение мхатовской традиции.

АНДРЕЙ ВЕШКУРЦЕВ — исполнитель роли Сергея Есенина

Первая моя встреча с Есениным произошла в школьные годы. Классе в десятом я хайпанул на сходстве с поэтом, темпераментно читал его стихи, при поступлении в театральный институт также. Под его влиянием начал писать на манер «Персидских мотивов». Есенина в моей жизни было больше всех остальных поэтов, а еще… бабушка говорила, что я очень похож и когда-нибудь обязательно сыграю Есенина. И теперь она улыбается — напророчила…

Есенин многолик, и сам сложил свою мифическую биографию. Мой Есенин — поэт, пророк, гражданин, доминанта. Он солнце, в лучах которого каждый мог согреться, но тех, кто оказывался слишком близко, сжигал. Рожденный в нелюбви поэт искал в женщинах спасения, а находил стихи, ставшие спасением уже для нас. На сцене я проживаю жизнь от 17-летнего юноши, полного надежд, до 30-летнего сгоревшего мужчины,
и каждая избранная женщина — это новый вдох, его способ выжить.

Тот самый Сережа Есенин и его женщины
Андрей Вешкурцев

Мне понятно его неприятие рутины, быта, возни с пеленками, как было во время жизни с Изрядновой. Я так же, как и он, склонен бередить раны, чтобы высечь искру творчества, как было в любви-ненависти Есенина и Райх. Я готов преклонить колени перед такими, как Бениславская, умеющей отдать все. Но отношения с Дункан — любовь двух гениев с ободранной кожей, чья любовь заканчивалась разрушительными дебошами — для меня непостижимы. И уж вовсе не признаю я есенинского отношения к Толстой, беспощадно растоптанной поэтом, пусть и в тяжелейший период его жизни. Во всех своих женщинах Есенин бессознательно видел мать, отчаянно искал и не находил тепла, которого он был лишен с раннего детства. Вероятно, поэтому все попытки ухватиться за женщину, как за соломинку, были заранее обречены.

Не нужно пытаться разгадать тайну смерти поэта. Для меня важнее воплотить и сохранить амплитуду желаний, мыслей, размаха личности поэта.
Врачи поставили ему диагноз — «белая горячка», он не прожил бы долго в любом случае. У нас любят говорить, вот не пил бы — написал бы еще… Не написал бы. Судьба — это характер. И если его поменять, то не было бы Сережи Есенина, которого мы знаем.

Важно, чтобы у человека под ногами был фундамент — дом, родители, а макушка должна быть обращена к Богу. Отнять семью — Бог поможет, потеряешь Бога — близкие поддержат. У Есенина не осталось ни того, ни другого. Так этот гений и завис в вакууме, он сам — человек-космос.

Благодарю театр МХАТ за предоставленные материалы

Фото: Пётр Захаров и Слава Новиков

Хотите знать о новых публикациях на сайте?

Предлагаем оформить подписку! Обещаем никогда не спамить. Взгляните на нашу политику конфиденциальности.


Поделиться в соц.сетях
Александр Савин
СultVitamin
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.