Сейчас очень странно об этом вспоминать, но когда-то просто зайти в храм было поступком. Мой отец, например, не мог заходить, потому что был партийным. А я, потому что был пионером с галстуком «с нашим знаменем цвета одного». Но как нас тянуло к этому запретному миру! Без того, что было скрыто за дверями церквей, было очень многое непонятно в литературе, в особенности в русской литературе XIX века, было мало что понятно в классической музыке и мировом изобразительном искусстве. Словом, «все мысли веков, все мечты, все миры, все будущее галерей и музеев» без христианской культуры были нам абсолютно непонятны. Неудивительно, что в 1970-е годы в Ленинграде самые большие очереди были вовсе не в Эрмитаж, а в Музей истории религии и атеизма. А какой интерес к личности Христа вызвали роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» и рок-опера Эндрю Ллойда Уэббера «Иисус Христос — суперзвезда»! Чтобы узнать и понять хоть что-нибудь, мы пускались на хитрости, находили цитаты из Евангелия в… атеистической литературе, где они давались на научной основе, с указанием глав и стихов. Особенно много таких цитат можно было найти в наигнуснейшей писанине Лео Таксиля. (Текст автор без изменений.)
В этом году исполнилось 100 лет со дня основания Новосибирской епархии, целый век. Русская православная церковь прошла этот век вместе со всей страной, со всеми его нелегкими испытаниями, войнами и лихолетьями, болью и надеждами. В перестроечную весну, когда Михаил Сергеевич Горбачев объявил, что общечеловеческие ценности выше классовых, эти слова последнего генсека успел услышать последний человек Серебряного века, русский религиозный философ Алексей Федорович Лосев. А потом в фильме Тенгиза Абуладзе «Покаяние» прозвучали знаменитые слова о дороге, которая должна вести к храму.
Именно так, «Дорога к храму», называется выставочный проект, который Новосибирский государственный художественный музей подготовил совместно с Новосибирской митрополией при участии общественно-полезного фонда содействия развитию культуры и искусства «Гавань веков», предоставившего ряд экспонатов.
В центре всех работ, вошедших в экспозицию – православный храм. Православный храм — это сложный символ, под видом земного приоткрывающий неизвестное нам Горнее. Эта символика представляет собой наиболее открытую, осознанную и продуманную систему смыслов. Человек, желающий по-настоящему приобщиться к православию, должен, глядя на земное в сооружении храма, стараться увидеть в нем небесное.
На выставке мы можем увидеть православные храмы глазами художников XX и начала XXI века. Ведь было время, когда интерес к православной культуре приходилось маскировать под увлечение древнерусской историей, когда соборы изображали так, что кресты были «обрезаны» или закрыты деревьями. Показательный случай: во время одного из первого показов фильма Ролана Быкова «Чучело» на режиссера обрушились с такой критикой: — А что это у вас в кадре на заднем плане церковь мелькает? Вы что, хотите протащить христианское милосердие? Но удивительное дело: даже если храм не являлся композиционным центром картины, он все равно неизбежно привлекал к себе внимание, становился центром смысловым, эмоциональным, словно освещая все, изображенное и происходящее на холсте. Сейчас, когда эти варварские запреты остались в прошлом, храмы предстают во всей красе, как на полотнах академика Российской академии художеств Евгения Викторовича Ромашко (особого участника проекта) или замечательного тверского художника Николая Сергеевича Давыдова.
На выставке представлена, прежде всего, живопись из фондов нашего музея. Во-первых, это советское и российское изобразительное искусство: участник группы «Бубновый валет» А.А. Осмёркин, известные мастера советского времени А.А. Тутунов, В.А. Орловский, А.П. Горский, А.Г. Еремин, Р.Г. Максютов, Б.Ф. Домашников, В.П. Криворучко, В.М. Секрет, известный белорусский живописец Л.Д. Щемелев, основатель группы «Митьки» А.О. Флоренский, относительно молодые художники Д.А. Гусев и М.И. Гусева.
Во-вторых, это сибирские мастера, художники, составившие славу изобразительного искусства Сибири: А.А. Пятков (он представлен в экспозиции особенно полно), П.Л. Поротников, В.М. Гранкин, А.С. Тришин, М.С. Омбыш-Кузнецов, А.Н. Никольский, иркутский живописец А.К. Руденко. Очень интересна и неожиданна работа малоизвестного томского художника В.Д. Ложкина.
На выставке, посвященной юбилею епархии нельзя было не показать иконы из нашего собрания. Мы включили в экспозицию семь икон XIX – начала ХХ века: «Покров Пресвятой Богородицы», «Святой Николай Мирликийский», «Святой Вонифатий», «Архангел Михаил Воевода», «Спас», «Апостол Петр», «Апостол Павел».
Графика из наших фондов представлена в небольшом количестве, но очень значительными именами. Это основатель группы «Бубновый валет» А.А. Лентулов, известные мастера Г.Ф. Захаров, А.В. Кузьмин, В.Д, Кречетов, М.И. Патокин, В.А. Усищев, А.И. Завьялова, А.В. Жуков, выдающийся акварелист, недавно ушедший от нас С.Н. Андрияка.
Из произведений, которые подготовил наш очень хороший партнер, общественно-полезный фонд содействия развитию культуры и искусства «Гавань веков», нужно особо отметить три темперные работы Виктора Николаевича Лагуны, художника работавшего в технике палехской росписи. При жизни это был невероятно харизматический человек, сейчас его, к сожалению, стали забывать. Зато у коллекционеров его работы пользуются невероятным вниманием.
В оформлении экспозиции мы использовали работы новосибирского фотохудожника Владимира Осинцева из его серии «Храмы Новосибирской области». Творчество Владимира тесно связано с православной культурой, он живет жизнью Русской православной церкви и умеет искренне показать зрителям эту жизнь – и повседневную, и праздничную.
Почему необходимо посмотреть эту выставку? Посмотреть внимательно, не торопясь. Это наша многовековая история, наша культура, мастерство русских зодчих, иконописцев. Это неповторимая красота русской природы. Но главное, мне кажется, что холсты и графические листы на выставке «Дорога к храму» дышат верой, живой, горячей и неподдельной верой…