«Нет имени чище, чем имя этой великой простосердечной души. Почти все, кто приближались к Франку, испытали на себе его неотразимое обаяние…» — Ромен Роллан.
С.Франк — необычная фигура во французском музыкальном искусстве, незаурядная, своеобразная личность. Р. Роллан писал: «…этому неземному Франку, этому святому от музыки удалось пронести через жизнь, полную лишений и всеми презираемого труда, немеркнущую ясность терпеливой души, и отсюда — та смиренная улыбка, что осеняла светом добра его творчество».
К. Дебюсси, не избежавший обаяния С.Франка, вспоминал о нём: «Этот человек, который был несчастным, непризнанным, обладал детской душой настолько неистребимо доброй, что он мог созерцать всегда без горечи недоброжелательность людей и противоречивость событий».
Сохранились свидетельства многих крупных музыкантов об этом человеке редкой душевной щедрости, удивительной ясности и простодушия, которые вовсе не говорили о безоблачности его жизненного пути.
С 1835 года С.Франк жил в Париже и получил своё образование в консерватории. Для него большее значение приобрели занятия сочинением. Необходимость обеспечивать семью заставило композитора постоянно заниматься частными уроками. Признание композиторского творчества пришло к С.Франку поздно. Первый успех ему довелось испытать лишь в 68 лет, мировое же признание его музыка заслужила лишь после смерти. Но любые жизненные невзгоды не поколебали здоровой силы духа, наивного оптимизма, доброжелательности композитора, вызывавших симпатии современников и потомков. Он находил, что ходьба на уроки полезна для здоровья и умел получать удовольствие даже от посредственного исполнения своих произведений, нередко принимая равнодушие публики за радушный приём. Видимо, в этом сказалось и национальное своеобразие его фламандского темперамента.
С.Франком создано 3 оперы, 4 оратории, 5 симфонических поэм, множество сочинений для отдельных инструментов, около 130 пьес для органа.
Музыка С.Франка значительна и благородна, одушевлена высокой идеей, совершенна по конструкции и при этом полна звукового очарования, красочности и выразительности, земной красоты и возвышенной одухотворенности. Он был одним из создателей французской симфонической музыки, открыв вместе с К.Сен-Сансом эпоху крупных по масштабу, серьёзных и значительных по мысли симфонических и камерных произведений.
Великолепное владение высшим композиторским мастерством проявилось и в его органных импровизациях, почти забытом со времен великого И.С.Баха жанре. С.Франка — известного органиста — приглашали на торжественные церемонии открытия новых органов. До конца дней не реже двух-трёх раз в неделю он играл в церкви Св.Клотильды, поражая своим искусством не только прихожан. Современники вспоминают:
«…он приходил, чтобы возжечь пламя своих гениальных импровизаций, зачастую более ценных, чем многие старательно обработанные образцы, мы… забывали обо всём на свете, созерцая напряженно-внимательный профиль и в особенности мощный лоб, вокруг которого как бы вились вдохновенные мелодии и изысканные гармонии, отражённые пилястрами собора: наполняя его, они затем терялись наверху в его сводах».
Истинной любовью к музыке и к своим ученикам была пронизана педагогическая деятельность С.Франка в Парижской консерватории, где его класс органа стал центром изучения композиции. Поиски новых гармонических красок и форм, интерес к современной музыке, удивительное знание огромного количества произведений различных композиторов привлекало к нему молодых музыкантов.
Всеобщим было посмертное признание композитора. Один из прозорливых его современников писал: «Г-н Сезар Франк… будет считаться в XX веке одним из самых великих музыкантов XIX-го». Произведения Франка украшали репертуар таких крупнейших исполнителей, как М.Лонг, А.Корто, Р.Казадезюс, Э.Изаи.
Вдохновенная и строгая музыка Сезара Франка убеждает в ценности этических идеалов композитора, которые позволили ему стать примером высокого служения искусству, беззаветной преданности своему делу и человеческому долгу.