Трудно переоценить роль этого замечательного музыканта в становлении советской дирижёрской культуры. Более сорока лет продолжался плодотворный труд Николая Семёновича, оставивший значительный след и на оперной сцене, и в концертной жизни страны. Он принёс в молодое советское исполнительское искусство живые традиции отечественной классики.
Он был из разряда лидеров. Большой театр, симфонический оркестр Всесоюзного радио. Он работал и с оркестрами Московской консерватории, филармонии и всё доводил до высочайшего уровня. Неуёмная энергия, крутой нрав и богатырские помыслы.
Н.Голованов окончил Синодальное училище, служил регентом в Марфо-Мариинской обители милосердия. Октябрьскую революцию принял и всецело вписался в реалии советской эпохи.
Будучи студентом Московской консерватории, он подавал большие надежды и как композитор. Но только по композиторскому пути пойти не решился, хотя и сочинил немало чудесных произведений.
Став выдающимся дирижёром, он несколько раз, по указанию свыше, изгонялся из Большого театра и восстанавливался в нём. Он никогда не скрывал своей религиозности: собирал иконы, писал духовную музыку, что не мешало ему отличаться достаточно крутым нравом, вести себя жёстко по отношению к певцам и оркестрантам.
Валерий Гергиев: «Я считаю, что сегодня слушать Голованова интереснее, чем многих известных дирижёров с мировыми именами. Эта головановская мощь, удаль, живописная сочность… Кого-то его интерпретации раздражают, но, на мой взгляд, почерпнуть в них можно гораздо больше, чем в современных записях, сделанных гигантами звукозаписывающей индустрии».
Владимир Федосеев: «Мне кажется, Голованов относится к разряду тех дирижёров, которых надо не только слышать, но и видеть: на концертах он буквально поглощал слушателей, убеждал их полностью!»