День рождения. Александр Скрябин

День рождения. Александр Скрябин Культ.Календарь
6 января 1872 года родился композитор Александр СКРЯБИН

«Музыка Скрябина — это неудержимое, глубоко человечное стремление к свободе, к радости, к наслаждению жизнью. …Она продолжает существовать как живой свидетель лучших чаяний своей эпохи, в условиях которой она была «взрывчатым», волнующим и беспокойным элементом культуры» — Борис Асафьев.

А.Скрябин вошёл в русскую музыку в конце 1890-х годов и сразу заявил о себе как исключительная, ярко одарённая личность. Смелый новатор, «гениальный искатель новых путей», по словам Н.Мясковского, «при помощи совершенно нового, небывалого языка он открывает пред нами такие необычайные… эмоциональные перспективы, такие высоты духовного просветления, что вырастает в наших глазах до явления всемирной значительности».

Новаторство А.Скрябина проявило себя и в области мелодики, гармонии, фактуры, оркестровки, и в специфической трактовке цикла, и в оригинальности замыслов и идей, смыкавшихся в значительной мере с романтической эстетикой и поэтикой русского символизма. Несмотря на короткий по времени творческий путь, композитором создано множество произведений в жанрах симфонической и фортепианной музыки. Три симфонии, «Поэма экстаза», поэма «Прометей» для оркестра, Концерт для фортепиано с оркестром; 10 сонат, прелюдии, этюды и другие сочинения для фортепиано. Творчество А.Скрябина оказалось созвучным сложной и бурной эпохе рубежа двух столетий. Напряжённость и пламенность тонуса, титанические устремления к свободе духа, к идеалам добра и света пронизывают искусство этого музыканта-философа, сближают его с лучшими представителями русской культуры.

А.Скрябин родился в интеллигентной семье патриархального уклада. Рано умершую мать, талантливую пианистку заменила тётя — Любовь Александровна Скрябина, ставшая и его первой учительницей музыки. Отец служил по дипломатической части. Любовь к музыке проявилась у Саши с раннего возраста. Однако по семейной традиции он в 10 лет был отдан в кадетский корпус. Из-за слабого здоровья его освободили от строевой службы, что дало возможность больше времени отдавать музыке. С лета 1882 года начались регулярные занятия по фортепиано с известным теоретиком, композитором и пианистом Г Конюсом; позднее — с профессором консерватории Н.Зверевым и композиции с С.Танеевым. В 1888 году юный музыкант поступил в Московскую консерваторию в класс В.Сафонова и С.Танеева. Затем он перешёл в класс свободного сочинения к А.Аренскому. А.Скрябин окончил консерваторию  блестяще.

По окончании консерватории начался новый период в жизни и творчестве А.Скрябина. Он вступает на самостоятельный путь композитора-пианиста. Его время заполнено концертными поездками на родине и за рубежом, сочинением музыки; начинают публиковаться его произведения издательством М.Беляева, оценившего гениальность молодого композитора; расширяются связи с другими музыкантами, например с «Беляевским кружком» в Петербурге, растёт признание как в России, так и за границей. Остаются позади испытания, связанные с болезнью «переигранной» правой руки. А.Скрябин вправе был сказать: «Силён и могуч тот, кто испытал отчаяние и победил его».

В зарубежной прессе его называли «исключительной личностью, превосходным композитором и пианистом, крупной индивидуальностью и философом; он — весь порыв и священное пламя». В эти годы сочинены этюды и прелюдии; 2 пьесы для левой руки, 3 сонаты; Концерт для фортепиано с оркестром, оркестровая поэма «Мечты» и 2 монументальные симфонии с ясно выраженной философско-этической концепцией.

В начале ХХ века он много лет жил в Швейцарии. Больший интерес проявил к философии, обращаясь к идеям известного философа С.Трубецкого. Там же он познакомился с Г.Плехановым. Живя в Швейцарии, А.Скрябин неоднократно выезжал с концертами в Париж, Амстердам, Брюссель, Льеж, в США. Его выступления проходили с грандиозным успехом. Подлинными творческими вершинами стали Третья симфония («Божественная поэма»), «Поэма экстаза», Четвёртая и Пятая сонаты; этюды, 5 поэм для фортепиано (среди них «Трагическая» и «Сатаническая»).

С возвращением А.Скрябина на родину начался завершающий период его жизни и творчества. Главное внимание композитор сосредоточил на одной цели — создании грандиозного сочинения, призванного изменить мир, преобразить человечество. Так появилась поэма «Прометей» 

Он полностью обновил свой гармонический язык, отступая от традиционной тональной системы. В напряженном симфоническом развитии участвуют много тем.

«Прометей — это активная энергия вселенной, творческий принцип, это огонь, свет, жизнь, борьба, усилие, мысль», — так говорил о своей «Поэме огня» А.Скрябин. Одновременно с обдумыванием и сочинением «Прометея» создаются для фортепиано Шестая-Десятая сонаты, поэма «К пламени». В последние годы жизни композитор работал над «Предварительным действом», записал текст и сочинил музыку, но не зафиксировал её. Напряженная во все годы композиторская работа, постоянные концертные выступления и связанные с ними разъезды постепенно подрывали и без того некрепкое здоровье. Александр Николаевич скончался скоропостижно, от общего заражения крови.

Звучит «Поэма экстаза»,

Играет Большой симфонический оркестр им.П.И.Чайковского.

Соло трубы – Александр КОЗЛОВ.

За пультом – Владимир ФЕДОСЕЕВ.

https://www.youtube.com/watch?v=BosqvbwlNwM
Поделиться в соц.сетях
Василий Строганов
СultVitamin
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.