«Сен-Санс принадлежит в своём отечестве к небольшому кружку представителей идеи прогресса в музыке» — Пётр Ильич Чайковский.
Камиль Сен-Санс — универсально одарённая личность. Прекрасный пианист, педагог, дирижёр и, конечно же, блестящий композитор.
К тому же он был автором книг по философии, литературе, живописи, театру, сочинял стихи и пьесы, писал критические эссе и рисовал карикатуры. Он был избран членом французского астрономического общества, ибо его познания в физике, астрономии, археологии и истории не уступали эрудиции иных ученых. В своих полемических статьях композитор выступал против ограниченности творческих интересов, догматизма, ратовал за всестороннее изучение художественных вкусов широкой публики. «Вкус публики», — подчёркивал композитор, — хороший или простой — безразлично, — безгранично драгоценный путеводитель для художника. Будь он гением или талантом, следуя этому вкусу, он сможет создать хорошие произведения».
К.Сен-Санс родился в семье, связанной с искусством. Отец писал стихи, мать была художницей. Яркое музыкальное дарование композитора проявилось в столь раннем детстве, что составило ему славу «второго Моцарта». С трёх лет будущий композитор уже обучался игре на фортепиано, в 5 лет начал сочинять музыку, а с десяти выступал как концертирующий пианист. В 1848 году он поступил в Парижскую консерваторию, которую окончил через 3 года сначала по классу органа, затем по классу композиции. К моменту окончания консерватории К.Сен-Санс был уже зрелым музыкантом, автором многих сочинений. С 1853 по 1877 годы он работал в различных соборах Парижа. Его искусство органной импровизации очень быстро снискало всеобщее признание в Европе.
Человек неутомимой энергии, К.Сен-Санс не ограничивался игрой на органе и сочинением музыки. Он выступал как пианист и дирижёр, редактировал и издавал произведения старых мастеров, писал теоретические труды. Также он стал одним из основателей и педагогов Национального музыкального общества. В 1870-х годах одно за другим появляются сочинения, с восторгом встречаемые современниками. Среди них — симфонические поэмы «Прялка Омфалы» и «Пляска смерти», оперы «Желтая принцесса», «Серебряный колокольчик» и «Самсон и Далила» — одна из вершин творчества композитора.
Оставив работу в соборах, К.Сен-Санс целиком посвятил себя композиции. При этом он много путешествовал по всему миру. Искусство К.Сен-Санса всегда находило тёплый прием в России, которую композитор неоднократно посещал. Он был дружен с А.Рубинштейном и Ц.Кюи, живо интересовался музыкой М.Глинки, П.Чайковского, композиторов-«кучкистов». Именно К.Сен-Санс привёз из России во Францию клавир «Бориса Годунова» М.Мусоргского.
До конца своих дней К.Сен-Санс жил полнокровной творческой жизнью: сочинял, не зная усталости, концертировал и путешествовал, записывался на пластинки. Последние концерты 85-летний музыкант дал в августе 1921 года незадолго до смерти.
Филармонический оркестр Французского радио играет «Пляску смерти».