Музыка Бородина… возбуждает ощущение силы, бодрости, света; в ней могучее дыхание, размах, ширь, простор; в ней гармоничное здоровое чувство жизни, радость от сознания, что живёшь» — Борис Асафьев.А. Бородин — гениальный композитор, выдающийся учёный-химик, активный общественный деятель, педагог, дирижёр, музыкальный критик. Он проявил также и незаурядное литературное дарование. Однако в историю мировой культуры А.Бородин вошёл прежде всего как композитор. Им создано не так уж много произведений, но все они отличаются глубиной и богатством содержания, разнообразием жанров, классической стройностью форм. Большинство из них связано с русским эпосом, с повествованием о героических подвигах народа.
Есть у А.Бородина и страницы сердечной, задушевной лирики, не чужды ему шутка, мягкий юмор.
Для музыкального стиля композитора характерны широкий размах повествования, мелодичность, красочность гармоний, активная динамическая устремлённость. А.Бородин обладал редкой способностью — сочинять в народно-песенном стиле. Продолжая традиции M.Глинки, в частности его оперы «Руслан и Людмила», А.Бородин создал русскую эпическую симфонию, а также утвердил тип русской эпической оперы.
В 1850 году А.Бородин успешно выдержал экзамен в Медико-хирургическую академию Петербурга и с увлечением отдался занятиям медициной, естествознанием и особенно химией. Он также увлекался литературой, особенно любил произведения А.Пушкина, М.Лермонтова, Н.Гоголя, работы В.Белинского, читал философские статьи в журналах. Свободное от академии время отдавалось музыке. Осенью 1862 года он был избран профессором Медико-хирургической академии, где до конца своей жизни читал лекции и вёл практические занятия со студентами.
Вскоре в доме профессора С.Боткина А.Бородин познакомился с М.Балакиревым, который со свойственной ему проницательностью сразу оценил композиторский талант А.Бородина и заявил молодому ученому, что истинным его призванием является музыка. И А.Бородин вошёл в кружок, который помимо М.Балакирева составляли Ц.Кюи, М.Мусоргский, Н.Римский-Корсаков и художественный критик В.Стасов. Так завершилось формирование творческого содружества русских композиторов «Могучая кучка».
Под руководством М.Балакирева Александр Порфирьевич приступает к созданию Первой симфонии. В этом произведении окончательно определился творческий облик композитора — богатырский размах, энергия, классическая стройность формы, яркость, свежесть мелодий, сочность красок, самобытность образов. Появление этой симфонии знаменовало наступление творческой зрелости композитора и рождение нового направления в русской симфонической музыке…
Первую часть квартета №2 играет Квартет им.Бородина.