(Точная дата рождения Карла Вебера не установлена – либо 18, либо 19 ноября – прим. авт.).
«Мир — в нём творит композитор!» — так определил для себя поле деятельности художника Карл Вебер.
Действительно, мы находим в его музыкально-драматических произведениях чешские, французские, испанские, восточные сюжеты, в инструментальных сочинениях — стилистические признаки цыганского, китайского, норвежского, русского, венгерского фольклора. А главным делом всей его жизни стала национальная немецкая опера. В своём неоконченном романе «Жизнь музыканта» К.Вебер блестяще характеризует устами одного из персонажей состояние этого жанра в Германии:
«По совести говоря, дела с немецкой оперой обстоят весьма плачевно, она страдает судорогами и не может твёрдо стоять на ногах. Толпа ассистентов хлопочет подле неё. И всё же она, едва оправившись от одного обморока, снова падает в другой. К тому же, предъявляя к ней всевозможные требования, её настолько раздули, что ни одно платье не приходится ей более в пору. Напрасно господа переделывальщики в надежде украсить её напяливают на неё то французский, то итальянский кафтан. Он не к лицу ей ни спереди, ни сзади. И чем больше пришивать к нему новые рукава и укорачивать полы и фалды, тем хуже он будет держаться. В конце концов, нескольким романтическим портным пришла в голову счастливая мысль выбрать для неё отечественную материю и, по возможности, вплести в неё всё то, что когда-либо создали у других наций фантазия, вера, контрасты и чувства».
К.Вебер родился в семье музыканта — его отец был оперным капельмейстером, играл на многих инструментах. Будущего музыканта формировала та среда, в которой он находился с раннего детства. Занятия с братом Йозефа Гайдна Михаэлем Гайдном и аббатом Фоглером оказали серьёзное влияние на молодого музыканта. К тому времени относятся и первые опыты сочинения. По рекомендации Фоглера К.Вебер поступил в оперный театр города Бреслау в качестве капельмейстера. Так начиналась его самостоятельная жизнь в искусстве, формировались вкусы, убеждения и мысли о крупных произведениях.
С 1804 года К.Вебер работал в различных театрах Германии, Швейцарии, занимал пост директора оперного театра в Праге. В этот же период устанавливаются его связи с крупнейшими представителями художественной жизни Германии, повлиявшими во многом на его эстетические принципы.
К.Вебер приобрёл известность не только как выдающийся пианист и дирижёр, но и как организатор, смелый реформатор музыкального театра, утвердивший новые принципы размещения музыкантов в оперном оркестре, новую систему репетиционной работы в театре. Благодаря его деятельности изменился статус дирижёра – он принимал на себя роль режиссёра, руководителя постановочной части, участвовал во всех стадиях подготовки оперного спектакля. Важной чертой репертуарной политики возглавляемых им театров было предпочтение немецких и французских опер, в отличие от более обычного преобладания итальянских.
Вот что писал Г.Берлиоз:
«А каков оркестр, аккомпанирующий этим благородным вокальным мелодиям! Какие изобретения! Какие искуснейшие изыскания! Какие сокровища открывает перед нами подобное вдохновение!»
Настоящей кульминацией творчества К.Вебера в первый период творчества стала триумфальная премьера оперы «Вольный стрелок», состоявшаяся в Берлине в 1821 году. Эта опера — не только блистательная композиторская работа. Здесь, как в фокусе, сконцентрированы идеалы нового немецкого оперного искусства, утверждаемые композитором и ставшие затем основой для последующего развития этого жанра в Германии.
Главные произведения следующего периода деятельности К.Вебера — героико-романтическая опера «Эврианта» на сюжет французской рыцарской легенды и сказочно-фантастическая опера «Оберон», созданная по заказу лондонского театра Ковент-Гарден. Последняя партитура дописывалась уже тяжело больным композитором вплоть до самого дня премьеры. Успех был неслыханным для Лондона. И всё же К.Вебер считал необходимыми некоторые переделки и изменения. Сделать их он уже не успел. Он скончался, прожив всего 49 лет.
Главным делом жизни композитора была опера. Он знал, чего добивался, идеальный её образ был им выстрадан:
«Я говорю об опере, какой жаждет немец, а это — замкнутое в себе художественное творение, в котором доли и части родственных и вообще всех использованных искусств, спаиваясь до конца в одно целое, исчезают как таковые и до известной степени даже уничтожаются, но зато строят новый мир!»
Карлу Веберу удалось построить этот новый мир.
Звучит фрагмент из оперы «Вольный стрелок».
В роли Агаты – американская певица Арлин САУНДЕРС.
Из спектакля Гамбургской государственной оперы.
Дирижёр – Леопольд ЛЮДВИГ.