ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ. 18 ноября 1786 родился выдающийся немецкий композитор, основоположник немецкой романтической оперы Карл Мария фон ВЕБЕР.

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ. 18 ноября 1786 родился выдающийся немецкий композитор, основоположник немецкой романтической оперы Карл Мария фон ВЕБЕР. Культ.Календарь

(Точная дата рождения Карла Вебера не установлена – либо 18, либо 19 ноября – прим. авт.).

«Мир — в нём творит композитор!» — так определил для себя поле деятельности художника Карл Вебер.

Действительно, мы находим в его музыкально-драматических произведениях чешские, французские, испанские, восточные сюжеты, в инструментальных сочинениях — стилистические признаки цыганского, китайского, норвежского, русского, венгерского фольклора. А главным делом всей его жизни стала национальная немецкая опера. В своём неоконченном романе «Жизнь музыканта» К.Вебер блестяще характеризует устами одного из персонажей состояние этого жанра в Германии:

«По совести говоря, дела с немецкой оперой обстоят весьма плачевно, она страдает судорогами и не может твёрдо стоять на ногах. Толпа ассистентов хлопочет подле неё. И всё же она, едва оправившись от одного обморока, снова падает в другой. К тому же, предъявляя к ней всевозможные требования, её настолько раздули, что ни одно платье не приходится ей более в пору. Напрасно господа переделывальщики в надежде украсить её напяливают на неё то французский, то итальянский кафтан. Он не к лицу ей ни спереди, ни сзади. И чем больше пришивать к нему новые рукава и укорачивать полы и фалды, тем хуже он будет держаться. В конце концов, нескольким романтическим портным пришла в голову счастливая мысль выбрать для неё отечественную материю и, по возможности, вплести в неё всё то, что когда-либо создали у других наций фантазия, вера, контрасты и чувства».

К.Вебер родился в семье музыканта — его отец был оперным капельмейстером, играл на многих инструментах. Будущего музыканта формировала та среда, в которой он находился с раннего детства. Занятия с братом Йозефа Гайдна Михаэлем Гайдном и аббатом Фоглером оказали серьёзное влияние на молодого музыканта. К тому времени относятся и первые опыты сочинения. По рекомендации Фоглера К.Вебер поступил в оперный театр города Бреслау в качестве капельмейстера. Так начиналась его самостоятельная жизнь в искусстве, формировались вкусы, убеждения и мысли о крупных произведениях.

С 1804 года К.Вебер работал в различных театрах Германии, Швейцарии, занимал пост директора оперного театра в Праге. В этот же период устанавливаются его связи с крупнейшими представителями художественной жизни Германии, повлиявшими во многом на его эстетические принципы.

К.Вебер приобрёл известность не только как выдающийся пианист и дирижёр, но и как организатор, смелый реформатор музыкального театра, утвердивший новые принципы размещения музыкантов в оперном оркестре, новую систему репетиционной работы в театре. Благодаря его деятельности изменился статус дирижёра – он принимал на себя роль режиссёра, руководителя постановочной части, участвовал во всех стадиях подготовки оперного спектакля. Важной чертой репертуарной политики возглавляемых им театров было предпочтение немецких и французских опер, в отличие от более обычного преобладания итальянских.

Вот что писал Г.Берлиоз:

«А каков оркестр, аккомпанирующий этим благородным вокальным мелодиям! Какие изобретения! Какие искуснейшие изыскания! Какие сокровища открывает перед нами подобное вдохновение!»

Настоящей кульминацией творчества К.Вебера в первый период творчества стала триумфальная премьера оперы «Вольный стрелок», состоявшаяся в Берлине в 1821 году. Эта опера — не только блистательная композиторская работа. Здесь, как в фокусе, сконцентрированы идеалы нового немецкого оперного искусства, утверждаемые композитором и ставшие затем основой для последующего развития этого жанра в Германии.

Главные произведения следующего периода деятельности К.Вебера — героико-романтическая опера «Эврианта» на сюжет французской рыцарской легенды и сказочно-фантастическая опера «Оберон», созданная по заказу лондонского театра Ковент-Гарден. Последняя партитура дописывалась уже тяжело больным композитором вплоть до самого дня премьеры. Успех был неслыханным для Лондона. И всё же К.Вебер считал необходимыми некоторые переделки и изменения. Сделать их он уже не успел. Он скончался, прожив всего 49 лет.

Главным делом жизни композитора была опера. Он знал, чего добивался, идеальный её образ был им выстрадан:

«Я говорю об опере, какой жаждет немец, а это — замкнутое в себе художественное творение, в котором доли и части родственных и вообще всех использованных искусств, спаиваясь до конца в одно целое, исчезают как таковые и до известной степени даже уничтожаются, но зато строят новый мир!»

Карлу Веберу удалось построить этот новый мир.

Звучит фрагмент из оперы «Вольный стрелок».

В роли Агаты – американская певица Арлин САУНДЕРС.

Из спектакля Гамбургской государственной оперы.

Дирижёр – Леопольд ЛЮДВИГ.

https://www.youtube.com/watch?v=W1fkQWTDAxc

Поделиться в соц.сетях
Василий Строганов
СultVitamin
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.