Александр Гурилёв вошёл в историю русской музыки, в первую очередь, как автор замечательных лирических романсов. Но его композиторское наследие составляют не только романсы и обработки русских народных песен, но и фортепианные сочинения. К тому же он приобрёл известность и как видный фортепианный педагог.
Многие его романсы буквально «уходят в народ», исполняются не только профессиональными певцами и многочисленными любителями, но даже и цыганскими хорами.
А.Гурилёв был одним из первых и наиболее чутких интерпретаторов поэзии М.Лермонтова. До наших дней не утратили своего художественного значения его лермонтовские романсы «И скучно, и грустно», «Оправдание», «В минуту жизни трудную».
Фортепианное творчество А.Гурилева включает танцевальные миниатюры и разнообразные вариационные циклы, которые являются значительным этапом в развитии русского пианизма. Среди них замечательные концертные вариации на темы русских композиторов — А.Алябьева, А.Варламова и М.Глинки. Эти произведения приближаются к романтическому жанру виртуозно-концертной транскрипции. Их отличает высокая культура пианизма, позволяющая современным исследователям считать А.Гурилева «выдающимся по дарованию мастером, сумевшим выйти за пределы навыков и кругозора воспитавшей его фильдовской школы»
Однако популярность не избавила композитора от жестокой нужды, которая угнетала его в течение всей жизни. В поисках заработка он вынужден был заниматься даже нотной корректурой. Трудные условия существования сломили музыканта и привели его к тяжелому психическому заболеванию….
Два романса Александра ГУРИЛЁВА поёт Галина ПИСАРЕНКО.