«Напрасно думают, что колоссальный, сказочный успех этого молодого человека есть следствие ловкой рекламы… Масканьи, очевидно, человек не только очень даровитый, но и очень умный. Он понял, что в настоящее время повсюду веет духом реализма, сближения искусства с правдой жизни, что человек с его страстями и горестями нам понятнее и ближе, чем боги и полубоги. Он с чисто итальянской пластичностью и красивостью иллюстрирует избираемые им жизненные драмы, и в результате получается произведение почти неотразимо-симпатичное и привлекательное для публики» – Пётр Ильич Чайковский.
Заметив у сына музыкальные способности, отец, не жалея скудных средств, нанял Пьетро учителя, который подготовил ребёнка к поступлению в музыкальный лицей им.Л.Керубини. В 13 лет, будучи студентом первого курса, П.Масканьи написал симфонию до-минор и «Ave Maria», которые были исполнены с большим успехом. Затем способный юноша продолжил занятия композицией в Миланской консерватории. По её окончании он стал дирижёром и руководителем опереточных трупп, с которыми ездил по городам Италии, а также давал уроки и писал музыку.
Когда издательство Эдоардо Сонцоньо объявило конкурс на одноактную оперу, П.Масканьи попросил своего друга написать либретто по нашумевшей тогда драме «Сельская честь». Опера была готова через 2 месяца. Однако, не питая никакой надежды победить, П.Масканьи не послал своё «детище» на конкурс. Это сделала, тайно от мужа, его жена. «Сельская честь» была удостоена первой премии, а композитор — ежемесячной стипендии на 2 года. Постановка оперы в Риме имела такой триумф, что композитор не успевал подписывать контракты.
«Сельская честь» положила начало новому оперному направлению -веризму. Веризм усиленно эксплуатировал те средства художественного языка, которые создавали эффекты повышенной драматической экспрессии, открытых, обнажённых эмоций, способствовали колоритному воплощению быта городской и сельской бедноты. Для создания атмосферы сгущенных эмоциональных состояний П.Масканьи впервые в оперной практике применил так называемую «арию крика», с предельно раскрепощённым мелодизмом вплоть до выкриков, с мощным унисонным дублированием оркестром вокальной партии в моменты кульминаций. В 1891 году «Сельская честь» была поставлена в Ла Скала, и Джузеппе Верди, как говорят, сказал: «Я могу теперь умереть спокойно — есть тот, кто продолжит жизнь итальянской оперы». В честь П.Масканьи было выпущено несколько медалей, а сам король оперы – Д.Верди наградил П.Масканьи почётным званием «Кавалер Короны».
Интермеццо из оперы «Сельская честь» Пьетро МАСКАНЬИ звучит в исполнении Венского филармонического оркестра.
За пультом – Валерий ГЕРГИЕВ.
Ария Сантуццы «Voi lo sapete, o mamma» звучит в исполнении Беатрис УРИЯ-МОНЗОН.
Играет Национальный оркестр Франции.
За пультом — Жорж ПРЕТР.