Он занимает особое место в истории русской и мировой музыкальной культуры. Художник самобытной индивидуальности, замечательный композитор, пианист и педагог, Н.Метнер не примыкал ни к одному из музыкальных стилей, характерных для первой половины XX века. Приближаясь отчасти к эстетике немецких романтиков, а из русских композиторов — к С.Танееву и А.Глазунову, Н.Метнер был художником, устремлённым к новым творческим горизонтам, его многое роднит с гениальным новаторством И.Стравинского и С.Прокофьева.
В 1900 году он блистательно окончил Московскую консерваторию по классу фортепиано В.Сафонова. Одновременно изучал и композицию под руководством С.Танеева и А.Аренского. Его имя записано на мраморную доску консерватории. Свой творческий путь Н.Метнер начал успешным выступлением на III Международном конкурсе им. А.Рубинштейна в 1900 году в Вене, и первыми же своими сочинениями завоевал признание как композитор. Голос молодого пианиста и композитора был сразу услышан наиболее чуткими музыкантами. Наряду с концертами С.Рахманинова и А.Скрябина авторские концерты Н.Метнера являлись событиями музыкальной жизни как в России, так и за рубежом. М.Шагинян вспоминала, что эти вечера «были для слушателей праздником».
Несколько лет Николай Карлович был профессором Московской консерватории по классу фортепиано. А с 1921 года он жил за рубежом, много концертировал по Европе и США. Последние годы жизни он прожил в Англии. Все годы, проведённые за рубежом, Н.Метнер оставался русским художником.
«Мечтаю попасть на родную почву и поиграть перед родной аудиторией», — писал он в одном из последних своих писем. Творческое наследие Н.Метнера охватывает более 60 опусов, большинство из которых представлено фортепианными сочинениями и романсами. Дань крупной форме композитор отдал в своих трёх фортепианных концертах и в Концерте-балладе.
«Сказку» Николая МЕТНЕРА играет Александр МАЛОФЕЕВ.