Наверное, ни о ком из известных музыкантов XX столетия не складывалось такое количество легенд, не рассказывалось столько невероятных историй. А.Микеланджели получил титулы «Человек-загадка», «Клубок тайн», «Самый непостижимый артист современности».
Артуро Бенедетти Микеланджели — одна из крупнейших фигур в мировом исполнительском искусстве. Его яркая творческая индивидуальность складывалась из разнородных, подчас даже взаимоисключающих черт: с одной стороны, удивительная проникновенность и эмоциональность высказывания, с другой — редкостная интеллектуальная наполненность замыслов. Причём каждое из этих основных качеств доведено в его игре до новых степеней проявления. Обжигающая открытость, пронзительная трепетность и импульсивность сочетались с исключительной утонченностью, рафинированностью, изысканностью и изощренностью.
Известность пришла к А.Микеланджели после победы на конкурсе в Женеве в 1939 году. «Родился новый Лист», — писали музыкальные критики. Восторженную оценку игре молодого итальянца дал А.Корто и другие члены жюри. Казалось, теперь-то уж ничто не помешает А.Микеланджели развить успех, но вскоре началась вторая мировая война.
Пианист принимает участие в движении Сопротивления, осваивая профессию лётчика, воюя против фашистов. Его ранят в руку, арестовывают, сажают в тюрьму, где он проводит около 8 месяцев и, улучив удобный момент, бежит из заключения — и как бежит! — на похищенном вражеском самолёте. Трудно сказать, где правда, а где вымысел о военной юности А.Микеланджели. Сам он крайне неохотно касался этой темы в своих беседах с журналистами. Но даже если тут есть хотя бы половина правды, и то остаётся лишь поражаться — такого в мире ни до А.Микеланджели, ни после него не было.
По окончании войны он возвращается к музыке. Пианист выступает на самых престижных сценах Европы и США.
«Я никогда не играю для других людей, — сказал он однажды, — я играю для себя И для меня, в общем, безразлично — есть в зале слушатели или нет. Когда я нахожусь за клавиатурой рояля, всё вокруг меня исчезает. Существует одна только музыка и ничего кроме музыки».
На сцену пианист выходил лишь тогда, когда чувствовал себя в форме и был в настроении. Музыканта должны были также полностью устроить акустические и прочие условия, связанные с предстоящим выступлением. Неудивительно, что часто все факторы не совпадали, и концерт отменялся.
Такого большого количества объявленных и несостоявшихся концертов, как у А.Микеланджели, наверное, не было ни у кого. Недоброжелатели даже утверждали, что пианист больше отменил концертов, нежели дал их. Однажды он отказался от выступления в самом Карнеги-холле! Ему не понравился рояль, а может быть, его настройка.
Справедливости ради надо сказать, что подобные отказы нельзя отнести на счёт каприза. Можно привести пример, когда А.Микеланджели попал в автомобильную катастрофу и сломал ребро, а уже через несколько часов вышел на сцену. Правда, после этого он год пролежал в госпитале…
Артуро Бенедетти МИКЕЛАНДЖЕЛИ играет четыре сонаты Доменико СКАРЛАТТИ.