ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ. 11 января 1875 года родился замечательный русский и советский композитор Рейнгольд ГЛИЭР.

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ. 11 января 1875 года родился замечательный русский и советский композитор Рейнгольд ГЛИЭР. Культ.Календарь

«Глиэр! Семь роз моих фарсийских,
Семь одалиск моих садов,
Волшебств владыка мусикийских,
Ты превратил в семь соловьёв»
— поэт-символист Вячеслав Иванов.

Когда в России свершилась октябрьская революция, Р.Глиэр, в то время уже известный композитор, педагог, дирижёр сразу же активно включился в работу по строительству советской музыкальной культуры. Младший представитель русской композиторской школы, ученик С.Танеева, А.Аренского, М.Ипполитова-Иванова своей разносторонней деятельностью он осуществлял живую связь советской музыки с богатейшими традициями и художественным опытом прошлого.

«Я не примыкал ни к какому кружку или школе», — писал о себе Р.Глиэр, но его творчество невольно вызывает в памяти имена М.Глинки, А.Бородина, А.Глазунова из-за сходства в восприятии мира, который предстаёт у Р.Глиэра светлым, гармоничным, цельным.

«Передавать свои мрачные настроения в музыке считаю преступлением», — говорил композитор.

Творческое наследие Р.Глиэра обширно и разнообразно: 5 опер, 6 балетов, 3 симфонии, 4 инструментальных концерта, музыка для духового оркестра, для оркестра народных инструментов, камерные ансамбли, инструментальные пьесы, фортепианные и вокальные сочинения для детей, музыка для театра и кино.

Начав заниматься музыкой вопреки воле родителей, Рейнгольд упорной работой доказал право на любимое искусство, и после нескольких лет учебы в Киевском музыкальном училище поступил в Московскую консерваторию по классу скрипки, а затем композиции.

«…Никто у меня никогда так много не работал в классе, как Глиэр», — писал С.Танеев А.Аренскому. Помимо усердной консерваторской учёбы Р.Глиэр штудировал произведения русских писателей, книги по философии, психологии, истории, интересовался научными открытиями. Не довольствуясь учебным курсом, он самостоятельно изучал музыкальную классику, посещал музыкальные вечера, где познакомился с С.Рахманиновым, А Гольденвейзером и другими деятелями русской музыки.

«В Киеве я родился, в Москве я увидел свет духовный и свет сердца…» — писал об этом периоде жизни композитор.

Консерваторию Р.Глиэр окончил с золотой медалью, являясь к этому времени автором нескольких камерных сочинений и первой симфонии. В последующие годы он пишет много и в разных жанрах. Самый значительный результат — симфония «Илья Муромец», о которой Л.Стоковский писал автору: «Я думаю, что этой симфонией Вы создали памятник славянской культуре — музыку, которая выражает силу русского народа».

Сразу же по окончании консерватории началась педагогическая деятельность Рейнгольда Морицевича. Он вёл класс гармонии и энциклопедии (так назывался курс анализа форм, включавший полифонию и историю музыки) в музыкальной школе сестёр Гнесиных. В 1913 году он был приглашён профессором класса композиции в Киевскую консерваторию, а через год стал её директором. Помимо занятий с композиторами, он дирижировал студенческим оркестром, руководил оперным, оркестровым, камерным классами, участвовал в концертах РМО, устраивал в Киеве гастроли многих выдающихся музыкантов — С.Кусевицкого, Я.Хейфеца, С.Рахманинова, С.Прокофьева, А.Гречанинова. В 1920 году Р.Глиэр переехал в Москву, где до 1941 года вёл в консерватории класс композиции.

«Как-то так выходит, — писал С.Прокофьев, — что кого из композиторов ни спросишь, он оказывается учеником Глиэра — или прямым, или внучатым».

Выдающимся событием советского искусства стал балет Р.Глиэра «Красный мак» (или «Красный цветок»), поставленный в Большом театре в 1927 году. Это был первый советский балет на современную тему. Другим значительным произведением в этом жанре стал балет «Медный всадник» по поэме А.Пушкина, поставленный в Ленинграде. А «Гимн великому городу», завершающий этот балет, сразу стал широко популярным.

Во второй половине 1930-х годов Р.Глиэр впервые обратился к жанру концерта. В его концертах для арфы, для виолончели, для валторны широко трактуются лирические возможности солиста и вместе с тем сохраняется присущая жанру виртуозность и праздничное воодушевление. Но истинным шедевром является Концерт для голоса (для колоратурного сопрано) с оркестром — самое искреннее и обаятельное сочинение композитора.

 Концерт для колоратурного сопрано с оркестром поёт Хибла ГЕРЗМАВА.

https://www.youtube.com/watch?v=Pl5r3uoNHrw

Поделиться в соц.сетях
Василий Строганов
СultVitamin
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.