Он был и композитором, и музыкальным критиком, и активным пропагандистом творчества «Могучей кучки», и крупным ученым в области фортификации, и генералом. Во всех сферах своей деятельности Ц.Кюи достиг значительных успехов, внёс весомый вклад в развитие отечественной музыкальной культуры и военной науки.
Музыкальное наследие Ц.Кюи обширно и разнообразно: 14 опер, несколько сотен романсов, оркестровые, хоровые, ансамблевые произведения, сочинения для фортепиано. К тому же, написал свыше 700 музыкально-критических работ.
Его первые опусы заинтересовали С.Монюшко, жившего в то время в Вильно. Выдающийся польский композитор сразу оценил дарование мальчика и, зная незавидное материальное положение семьи Кюи, стал бесплатно с ним заниматься по теории музыки, контрапункту к композиции. Всего 7 месяцев проучился Кюи у С.Монюшко, однако уроки большого художника, сама его личность запомнились на всю жизнь. Эти занятия, как и учеба в гимназии, были прерваны из-за отъезда в Петербург для поступления в военно-учебное заведение — Главное инженерное училище. О систематических занятиях музыкой не могло быть и речи, но музыкальных впечатлений, прежде всего от еженедельных посещений оперы, было много, и они впоследствии дали богатую пищу для формирования Ц.Кюи как композитора и критика.
После знакомства с М.Балакиревым и под его воздействием Ц.Кюи всё больше времени и сил отдавал музыкальному творчеству. Но продолжалась и военная карьера — за первые 20 лет он прошёл путь от прапорщика до полковника, а затем стал профессором академии и был произведён в генерал-майоры.
В жанре оперы Ц.Кюи создал много замечательной музыки, высшими достижениями стали «Вильям Ратклиф» и «Анджело».
Замечательный лирик, способный воплощать в музыке самые возвышенные и глубокие чувства, он как художник широко раскрылся в миниатюре и прежде всего в романсе. В этом жанре Ц.Кюи достиг классической стройности и гармонии. Истинной поэзией и вдохновением отмечены такие сочинения, как «Эоловы арфы», «Мениск», «Сожжённое письмо», «Истомлённая горем». Ряд значительных произведений создал Ц.Кюи и в области инструментальной музыки. Почти до конца жизни продолжалась его музыкально-критическая деятельность. Темы его газетных выступлений чрезвычайно разнообразны. Он с завидным постоянством рецензировал петербургские концерты и оперные спектакли, создавая своеобразную музыкальную летопись Петербурга, анализировал творчество русских и зарубежных композиторов, искусство исполнителей. Статьи и рецензии Ц.Кюи в значительной степени выражали идейную платформу балакиревского кружка «Могучая кучка».
На этих кадрах – фрагмент концерта Московского хорового театра Бориса ПЕВЗНЕРА.
Звучит романс Цезаря КЮИ «Желание».
Поёт Анна ГОЛУБЕВА.
За роялем – Елена ГРЕЧНИКОВА.